Тема 14. Государство. Бюрократия. Демократия
1. Государство и бюрократия .
Слово "бюрократия" образовано от фр. bureau - стол, канцелярия и греч. kratos - власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.
К пониманию бюрократии существует два основных подхода. Один из них связан с именем М. Вебера, работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином "бюрократия" обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и рассматривается как крайне нежелательное общественное явление. И как всегда в таких случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают явление, необходимое обществу, но имеющее свои негативные стороны. При этом пытаются иногда провести различие между "хорошими" и "плохими" сторонами данного явления на основе различения слов "бюрократия" и "бюрократизм": дескать, бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо. В такой достаточно запутанной ситуации анализ требует точной расстановки акцентов.
Что касается первого подхода, то можно, конечно, словом "бюрократия" пользоваться в том позитивном смысле, который ему придает М. Вебер, а для социальной аномалии, на которую указывает слово "бюрократия" в его негативном значении, подыскать какой-нибудь другой термин. Однако такая терминологическая операция ничего не дает, поскольку не избавляет общество от этого зла, а нас - от необходимости его изучать и бороться с ним. Поэтому речь пойдет о бюрократии именно как об определенной социальной аномалии.
Наметим основные черты этого явления.
1. Бюрократия - это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).
2. Бюрократия, как и демократия, неразрывно связана с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия - это два различных, а точнее, противоположных способа организации власти в социальном коллективе.
3. Бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия в отличие от демократии может существовать только в том случае, когда субъект и объект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки. В этой связи отечественный исследователь бюрократии В.П. Макаренко правильно характеризует бюрократизм государства как "материализацию политического отчуждения".
Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной объективной основы, путем перехода на принципиально иной способ управления - самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта власти. Так, человек на социальном уровне зачастую выступает как объект управления, а на уровне физиологическом - как целостный живой организм он представляет собой самоуправляемую систему, которая не может "обюрократиться": человек не может стать бюрократом по отношению к самому себе. Не было бюрократии и в догосударственных формах организации власти, которые представляли собой первобытное, естественное самоуправление. Самоуправление - это апофеоз демократии, ее наиболее полное воплощение. Поэтому демократия и бюрократия и выступают как антиподы.
Каким же образом разделение субъекта и объекта власти в общественных (социальных) организациях способствует появлению бюрократии?
Дело в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, организации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или общества в целом, в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов. Это потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов (в том случае, если властная система имеет коллективный характер). Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность. В литературе справедливо образно характеризуют бюрократизм в масштабе государстве как "кражу власти у народа" (В.И. Лихачев). Такие распространенные в общественном мнении признаки бюрократизма, как бездушие, формализм, волокита, бумаготворчество и т.п., являются лишь внешним проявлением его антиобщественной сути.
Как соотносятся понятия "бюрократия" и "бюрократизм"?
Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм - это неприемлемый, извращенный стиль (или форма) управления, а "бюрократия - это совокупность бюрократов, образующих некоторый слой, клан или группу в аппарате управления и в обществе". Думается, все-таки, что бюрократия - это не совокупность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демократов), а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм (так же, как и демократизм) - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически (в случае с демократией - демократически) организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.
Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, т.е. во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство.
Ранее было замечено, что радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, т.е. переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы - создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта. Средства для налаживания такой связи имеют демократическую природу и в целом известны:
демократические процедуры формирования и функционирования властных систем, позволяющие влиять на их структуру, личностный состав;
различные механизмы надзора и контроля и др. Но здесь нужно заметить, что в механизме государства разные системы органов открыты для такого воздействия поразному: одни в большей степени, другие - в меньшей. Соответственно они в разной степени подвержены бюрократизации. Как раз поэтому представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов, "проталкивание" законопроектов, угодных узкой группе лиц ("заказных" законов), и т.п.
Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете интересы лиц, функционирующих в этой системе).
Итак, бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управления) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосударственных организаций). Его суть заключается в том, что властный субъект начинает постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения "субъект - объект" (т.е. перестает в своей профессиональной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан) и начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной экспансии внутри социальной системы. В конечном счете это приводит к гибели и самой властно-управленческой системы. Последнее происходит в силу той общесистемной закономерности, что бесцельное развитие системы (т.е. развитие системы, не являющейся или переставшей быть элементом другой системы) представляет собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к внутреннему взрыву. Точно так же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы, полностью отошедшей от объекта своего управления, "забывшей" свои функции. Субъект власти, противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен вне социально полезных связей, тем более, что зачастую объект власти в таких случаях становится субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения. С учетом всего сказанного можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.
1. Это явление общественное, присущее только социуму (обществу).
2. Бюрократизм неразрывно связан с таким социальным явлением, как власть.
3. Он может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).
4. Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя
По существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.
5. Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга. Оно таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы. В этом состоит суть бюрократизма, его сущность.
6. Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом.
7. Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше или меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.
8. Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени. В наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.
9. Бюрократия - это способ организации власти, а бюрократизм - совокупность качеств, свойств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управляющую систему.
10. Бюрократия и демократия - антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти.
11. Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления - переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта и объекта власти.
2. Государство и демократия.
Слово "демократия" образовано от греч. demos - народ и kratos - власть; буквально означает власть народа, народовластие. Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства (полиса) через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства был положен в основу создания современных демократических государств.
Демократию следует отличать от охлократии (греч. - власть толпы). Охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охлократии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.
Термин "демократия" имеет различные смысловые оттенки и может обозначать:
особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);
форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;
мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др;
социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии. Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с властью, это способ (один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива (общества, государства, общественной организации и т.п.) в осуществлении функционирующей в этом коллективе власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление. Американский президент А. Линкольн определял демократическое государство как "правление народа, избранное народом и для народа". Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие общие принципы:
признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета;
выборность основных органов государства;
равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;
подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Современные концепции демократии, основанные на ценностях либерализма (от лат. liberalis - свободный), дополняют названные принципы новыми, такими, как:
уважение прав человека, их приоритет над правами государства;
конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
верховенство закона;
разделение властей и др.
Здесь как бы осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. В современном демократическом государстве управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому решения принимаются как путем голосования, так и согласования.
В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти.
Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии.
Непосредственной демократией принято считать волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др.).
Действующая Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определяет две формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы. Всенародное обсуждение как правовой институт на конституционном уровне не предусмотрено.
Непосредственной правовой базой всенародных обсуждений является Закон РСФСР от 20 апреля 1988 г. "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни".
Референдум - это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. (Родиной референдума принято считать Швейцарию, а первой датой его проведения - 1439 г.)
Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы.
Такие органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например всенародно избираемый президент.
Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.
В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государства) или различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.
Демократизм государства зависит от того, как организованы все его механизмы и прежде всего высшие органы государственной власти (форма правления). С этой точки зрения принципам демократии в наибольшей степени отвечает такая форма правления, как республика. Строго говоря, только она может быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться несоответствия, тем более, что в конечном счете степень демократии в стране отражается в политическом режиме. Так,
Великобритания по форме правления относится к конституционной монархии, а по признакам политического режима - к демократическому государству, а бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения политического режима - авторитарным государством. Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а ст. 3 гласит:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Однако с точки зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.
Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Но применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой перспективе), "учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения" (В.П. Пугачев). Следует, видимо, учитывать, что существует две разновидности самоуправления:
когда субъект и объект власти совпадают полностью;
когда они совпадают частично.
Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой - старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволяет сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.
В последнее время демократии зачастую дается позитивная оценка не как способу реализации власти народом, а как методу смены власти мирным, бескровным путем.
Разумеется, демократия как форма организации государственной власти не лишена недостатков и не всегда дает нужный социальный эффект. Для нее необходимо соответствие политической культуры и ментальности населения. Переход к ней происходит постепенно, в течение длительного промежутка времени (во Франции процесс демократизации общества длился около 200 лет, в Англии - на протяжении 500-600 лет).
Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т.п. Вместе с тем, как говорил У. Черчилль, "у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего"
1. Социальные нормы.
1. Норма переводится с латинского языка как образец, правило.
Социальные нормы - правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер.
С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.
2. Основными видами социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:
нормы права;
нормы морали;
нормы обычаев;
нормы традиций;
политические нормы;
экономические нормы;
нормы общественных организаций;
иные социальные нормы.
Нормы права - установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.
Нормы морали - правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.
Нормы обычаев - устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.
Нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.
Политические нормы - правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.
Экономические нормы - правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.
Нормы общественных организаций - внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.
2. Право и правовые нормы
Право - это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.
Главные признаки правовых норм (и права в целом):
издание их государством;
формальная определенность;
общий характер;
многократность применения;
общеобязательность;
подкрепленность принудительной силой государства.
Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы.
Так. граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.).
Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными.
Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации.
Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности.
Правовая норма действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость се применения) до тех пор, пока она в установленном порядке соответствующими государственными органами не будет изменена либо отменена.
Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.
В случае неисполнения предписаний правовых норм возможно применение мер государственного принуждения, выступающих чаще всего в виде юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной).
3. Принципы права - основополагающие начала (положения, идеи), лежащие в основе права как явления, выражающие его сущность, а также в основе его реализации.
К основным принципам права можно отнести следующие:
равенство всех перед законом и судом;
сочетание прав и обязанностей;
справедливость;
гуманизм;
демократизм;
сочетание естественного и позитивного права;
сочетание убеждения и принуждения.
Равенство всех перед законом и судом подразумевает одинаковое действие закона (права) в отношении всех дееспособных членов общества независимо от их социального положения, материального состояния, пола, расы, языка, отношения к религии и т. д.
Сочетание прав и обязанностей означает, что наряду с субъективным правом (мерой возможного поведения) существуют и обязанности - мера должного поведения в обществе, носящая обязывающий характер.
По своему содержанию право должно быть справедливым, гуманным и демократичным. Это значит, что правовые нормы должны быть близки к нормам морали, соответствовать общепринятым представлениям о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости, быть ориентированы на достойное отношение к человеческой личности (то есть не быть излишне жестокими, невыносимыми для человека, унижающими и оскорбляющими его личность), близкими и понятными народу, отражающими интересы народных масс.
Смысл сочетания естественного и позитивного права в том, что согласно широко распространенной точке зрения не все право создается государством. В своей основе право существует независимо от государства и самостоятельно регулирует человеческие отношения - так называемое естественное право. Например, естественными, принадлежащими человеку от рождения (а не по воле государства) считаются права на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, честь и достоинство и др. Позитивное (писаное) право создастся государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах. Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право.
Например, в случае закрепления естественных прав (на жизнь, свободу, личную неприкосновенность) в писаном акте высшей юридической силы Конституции. Теория естественного права имеет много сторонников, однако существует точка зрения, что ошибочно противопоставлять писаный (позитивный) закон и абстрактное (естественное) право (право есть только то, что содержится в нормах правовых актов (то есть санкционировано государством)) - нормативистская теория права.
4. Правовое регулирование (функционирование права) может осуществляться как путем убеждения, так и путем принуждения. Убеждение - такой способ воздействия на участников правоотношений, при котором требуемый результат достигается без применения насилия (то есть основан на доброй воле, понимании, заинтересованности субъекта правоотношения).
Принуждение - такой способ воздействия, когда предписываемое правовой нормой поведение достигается путем силового давления, насилия. (На практике его примером могут служить меры пресечения, угроза наказания, наказание, применение мер административного, дисциплинарного и другого воздействия.)
Принуждение необходимо применять:
в случае, когда результата нельзя достигнуть мерами убеждения;
в особой процессуальной форме, установленной законом.
3. Теория естественного права
1. Теория естественного права получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
2. Суть теории естественного права в том, что:
право и закон - не одно и то же;
законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
фактически право и мораль едины;
не всегда законы соответствуют естественному праву;
права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
3. Достоинствами теории являются:
прогрессивность;
признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).
4. К основным недостаткам теории естественного права относятся:
прямое отождествление права и морали;
противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных
юридических норм и абстрактных идей;
преувеличение роли неписаного права;
различное понимание людьми идей справедливости.
4. Историческая школа права
Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К.
Савиньи - австрийские и немецкие юристы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
3. К достоинствам теории можно отнести те факты, что:
обычай действительно предшествовал появлению права;
принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;
теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.
4. Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, не признание естественной природы прав человека.
5. Нормативистская теория права
1. Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый- правовед.
2. Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
право является пирамидой норм;
во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".
3. К достоинствам теории можно отнести следующие:
признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до
суверенной нормы высшей юридической силы;
идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,
следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
4. Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.
6. Психологическая теория права.
Психологическая теория права сформировалась в первой половине XX в. Ее авторами были Л. И. Петражиикий, Г. Тард, Росе, Рейснер.
К основным положениям данной теории можно отнести следующие:
причины появления права коренятся в психике людей;
субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;
юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;
право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);
истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.
3. Достоинствами данной теории являются следующие:
признание психологического элемента в возникновении и функционировании права; интуитивное право имеет много общего с правосознанием.
4. Основные недостатки теория: недостаточный учет других факторов (кроме психологических);
объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом.
7. Социологическая теория права.
Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев.
Суть социологической теории составляют следующие положения:
право и закон нетождественны между собой;
закон - писаное право;
право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).
3. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.
4. Недостаток теории- в фактическом отождествлении права и правопорядка.
8. Марксистская теория права
1. Марксистская теория права зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории- К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
2. Суть марксистской теории права составляют следующие положения:
в основе теории лежит классовый подход;
право - возведенная в закон воля правящего класса;
право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
право устанавливается и охраняется государством.
Сильной чертой теории явилось подведение экономического базиса подвопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права.
Основной недостаток теория - преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе).
- Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
- 1. Предмет общей теории права
- 2. Методология теории государства и права
- 3. Место и значение общей теории права
- Тема 2. Власть и государство
- Тема 3. Происхождение государства
- Тема 4. Понятие, сущность, типология государства
- Тема 5. Формы государства
- Тема 6. Функции государства
- Тема 7. Механизм государства
- Тема 8. Государство в политической системе
- Тема 9. Правовое государство
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- Тема 11. Личность, государство и право
- Тема 12. Государство, экономика, политика и культура
- Тема 13. Современное российское государства
- Тема 14. Государство. Бюрократия. Демократия
- Тема 16. Право в системе социальных норм
- Тема 17. Источники (форма) права
- Тема 18. Система права
- Тема 19. Правоотношение
- Тема 20. Реализация права
- Тема 21. Толкование права
- Тема 22. Правотворчество
- Тема 23. Правосознание и правовая культура
- Тема 24. Основные тенденции развития государственно-правовых систем
- Тема 25. Правомерное поведение
- Тема 26. Правонарушение
- Тема 27. Юридическая ответственность
- Тема 28. Законность и правопорядок
- Часть 1. Теория государства
- Тема 1. Теория государства и права как наука
- Тема 2. Власть в обществе
- Тема 3. Первобытное общество
- Тема 4. Происхождение государства и права
- Тема 5. Исторические типы государства и права
- Тема 7. Форма государства
- Тема 8. Государственный аппарат
- Тема 9. Методы государственного управления
- Тема 10. Государство в политической системе
- Тема 11. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 12. Современное Российское государство
- Тема 13. Личность, государство и право
- Тема 14. Государство, экономика, политика и культура
- Тема 15. Общая характеристика права
- Тема 16. Норма права в системе социальных норм
- Тема 17. Система права
- Тема 18. Источники (формы) права
- Тема 19. Правовые отношения
- Тема 20. Правосознание и правовая культура
- Тема 21. Реализация права
- Тема 22. Правотворчество в современном правовом государстве
- Тема 23. Толкование норм права
- Тема 24. Правовое регулирование
- Тема 25. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 26. Законность и правопорядок
- Тема 27. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем