logo
Часть С р

Русский язык: Проблема неуважительного отношения юношества к старости и старикам

ЕГЭ 2012

Когда-то человека, которому перевалило за семьдесят, считали «зажившимся».

В деревнях верили, что такой старик становится «вампиром», то есть пьет жизненные силы своих близких. И частенько, если становилось невмоготу тянуть такого «зажившегося», его сажали зимой в сани и отвозили в лес, в овраг и там оставляли на верную смерть.

Сейчас картина несколько изменилась. Продолжительность жизни стала выше, и пожить подольше уже не считается зазорным. Только какой будет эта жизнь, никто не знает.

Можно надеяться на детей, мол, помогут, поддержат. Хорошо, если у вас была дружная семья, никто не болел и не умер раньше срока. Ведь человек смертен, а главное смертен внезапно, как говорил Воланд. И если вдруг мы останемся одни — не по нашей вине, а по вине случая — рассчитывать особо не на кого. Государство обещает нам пенсии, которых едва хватает на оплату коммунальных счетов, а как насчет пожить «для себя»? Поездить заграницу? Об этом нашим старикам остается только мечтать, и им проще либо умереть, либо впасть в маразм.

И все те, кто еще молод и может двигаться, с опаской вглядываются в свое будущее. А что-то нас там ждет? Какими мы будем? Конечно, хотелось бы видеть себя и бодрым, и здоровым, а, главное, хоть чем-то занятым. Хоть художественным свистом, только бы не вести растительную жизнь. Но что нам может предложить наше, опять же, многострадальное государство? Ничего. Школ для пожилых людей у нас нет, университет был один, в Самаре, да и его все порываются прикрыть. Если уже не прикрыли.

На Западе, в Европе и США, давно принята система образования для тех, кому за…Одними из первых Университет для пожилых людей открыли французы, в Тулузе. Оказалось, это интересно и нужно людям. А раз есть спрос, есть и предложение.

У нас же человек, доживший до определенного возраста, становится будто бы изгоем, он полностью оторван от общества. Хорошо, если он окружен родственниками, и тихо, спокойно доживает свои деньки. А если нет? И почему, собственно, должно «доживать»? Почему не жить так же полноценно, как и раньше? Иначе чем эта старость отличается от той, которую в овраг, все равно умрет?! Да ничем. У нас, если старик — сиди дома, у телевизора. Ты не нужен уже никому.

Есть пожилые люди, которые занимаются самообучением. У них вторая молодость, они заново узнают мир. Многие осваивают компьютер, чему-то учатся, чтобы не потеряться в современных реалиях, чтобы их не выкинули на помойку, как использованный и ненужный механизм.

И еще это снисходительно-раздраженное отношение к старикам — в магазинах, в метро, даже дома. Мол, мешаешься, ну да ничего, я тебе, конечно, помогу, но эта любезность неуважительна, она презирает старость. А перед внутренним взором все этот овражек — сами такими будете, и вас так же и обхамят в булочной, но хлебушек продадут.

А ведь это наши мамы и папы, наша связь с прошлым и настоящим. Без них нас не было бы, и разве виноват человек в том, что тело стареет? Главное сердцем не стареть, а душа, как известно, не стареет.

Не забывайте своих близких, не оставляйте их в оврагах равнодушия и одиночества.

В.Распутин «Последний срок».Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».