3. Политическая мысль Древней Греции.
Одну из главенствующих ролей в истории формировании политической мысли сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
1. Ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права. На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам-правителям.
С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.
2. Период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли. В учениях Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития.
В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.
В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико - правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права.
Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
3. Период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон.
Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.
- 1. Предмет, структура, категории политической науки.
- 2. Методы политологии, политическая аналитика.
- 3. Политическая мысль Древней Греции.
- 4. Развитие политических знаний в Древнем Риме.
- 5. Политические учения Средневековья.
- 6. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени.
- 7. Политические идеи в XIX веке.
- 8. Основные направления и новые тенденции в современной политологии. Другого нет
- 9. Национальные политологические школы и их исследования.
- 10. Политические учения в России во второй половине XVII-XVIII вв. (ф.Прокопович, м.Щербатов, а.Радищев).
- 11. Становление и развитие культурно-исторической альтернативы «славянофильство – западничество» (м.М.Сперанский, н.М.Карамзин, н.Я.Данилевский, к.Н.Леонтьев).
- 12. Радикальное направление социально-политической мысли.
- 13. Развитие российской политической мысли в XX веке.
- 14. Понятие власти.
- 15. Функции, ресурсы, источники, структура власти.
- 16. Теория разделения властей.
- 17. Категория политической системы, сущность, функции.
- 18. Типология политических систем.
- 19. Государство как институт политической системы.
- 20. Политическая культура.
- 21. Политические процессы и конфликты.
- 22. Политические технологии и менеджмент.
- 23. Модернизация политических систем.
- 24. Понятие политической идеологии.
- 25. Мировые идеологии.
- 26. Теория политических элит.
- 27. Особенности и функции политической элиты.
- 28. Формирование российской политической элиты.
- 29. Сущность, истоки и формы политической элиты.
- 30. Значение лидерства во внутренней и внешней политике.
- 31. Мировая политика: сущность и проблемы.
- 32. Современные тенденции в развитии международных отношений. Глобализм.
- 33. Геополитика (генезис, основные теории и концепции).
- 34. Геополитический статус России.
- 35. Проблемы войны и мира в современной политике. Военная доктрина России. Другого нет
- Основные положения военной доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных
- 38. Национальные интересы России.
- 39. Основные направления российской внешней политики
- 41. Этнические группы как субъекты политики
- 42. Содержание современной этнополитики.
- 43. Политическое прогнозирование