11. Становление и развитие культурно-исторической альтернативы «славянофильство – западничество» (м.М.Сперанский, н.М.Карамзин, н.Я.Данилевский, к.Н.Леонтьев).
Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, "русского духа". Россия переросла прежние формы своего исторического бытия.
Сторонники европейского пути развития выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Они считали, что Россия пойдёт по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. До середины 50-х годов революция была необходимым условием отмены крепостного права.
Возникновение «западнического» движения связано с деятельностью так называемого кружка Станкевича. Этот кружок был организован в 1831 г., в бытность Станкевича студентом Московского университета. В кружок Станкевича входили В. Белинский, К.Аксаков, М.Лермонтов, М.Бакунин(с 1835 г.), В. Боткин, Т. Грановский и Кавелин. Все они занимались главным образом философией, поэзией и музыкой. Члены кружка с энтузиазмом изучали философию Шеллинга, а после 1835 г. увлеклись Гегелем. В поэзии их внимание было сосредоточено на творчестве Гёте, немецких романтиков, Шекспира, а в музыке — на творчестве Бетховена и Шуберта.
Не все участники кружка остались в дальнейшем на западнических позициях. Так, Константин Аксаков, напротив, стал одним из заметнейших русских славянофилов.
В дальнейшем к друзьям Станкевича примкнули Герцен и Огарёв, остававшиеся активными участниками полемики со славянофилами вплоть до эмиграции.
Уже в начале сороковых годов у российских западников начались определённые идеологические разногласия. В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве были Белинский, Герцен, Огарёв, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.
Впоследствии из «западничества» разовьются два основных течения русской общественной мысли, характерные для XX в., — либерально-демократическое и коммунистическое.
Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - идеализировали допетровскую Русь, настаивали на её самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к Земским соборам, но без крепостного права.
Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.
Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия). Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «великим переломом», - по сравнению с которым «перелом», пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития.
- 1. Предмет, структура, категории политической науки.
- 2. Методы политологии, политическая аналитика.
- 3. Политическая мысль Древней Греции.
- 4. Развитие политических знаний в Древнем Риме.
- 5. Политические учения Средневековья.
- 6. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени.
- 7. Политические идеи в XIX веке.
- 8. Основные направления и новые тенденции в современной политологии. Другого нет
- 9. Национальные политологические школы и их исследования.
- 10. Политические учения в России во второй половине XVII-XVIII вв. (ф.Прокопович, м.Щербатов, а.Радищев).
- 11. Становление и развитие культурно-исторической альтернативы «славянофильство – западничество» (м.М.Сперанский, н.М.Карамзин, н.Я.Данилевский, к.Н.Леонтьев).
- 12. Радикальное направление социально-политической мысли.
- 13. Развитие российской политической мысли в XX веке.
- 14. Понятие власти.
- 15. Функции, ресурсы, источники, структура власти.
- 16. Теория разделения властей.
- 17. Категория политической системы, сущность, функции.
- 18. Типология политических систем.
- 19. Государство как институт политической системы.
- 20. Политическая культура.
- 21. Политические процессы и конфликты.
- 22. Политические технологии и менеджмент.
- 23. Модернизация политических систем.
- 24. Понятие политической идеологии.
- 25. Мировые идеологии.
- 26. Теория политических элит.
- 27. Особенности и функции политической элиты.
- 28. Формирование российской политической элиты.
- 29. Сущность, истоки и формы политической элиты.
- 30. Значение лидерства во внутренней и внешней политике.
- 31. Мировая политика: сущность и проблемы.
- 32. Современные тенденции в развитии международных отношений. Глобализм.
- 33. Геополитика (генезис, основные теории и концепции).
- 34. Геополитический статус России.
- 35. Проблемы войны и мира в современной политике. Военная доктрина России. Другого нет
- Основные положения военной доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных
- 38. Национальные интересы России.
- 39. Основные направления российской внешней политики
- 41. Этнические группы как субъекты политики
- 42. Содержание современной этнополитики.
- 43. Политическое прогнозирование