36. Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в россии
Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений.
Таким образом, признавая особенности неевропейских развивающихся обществ, теория модернизации 50-х начала 60-х гг. в целом разрабатывалась в рамках универсальной традиции западного либерализма, полагая, что все страны и народы в своем развитии проходят одни и те же этапы. Позже с середины 60-х годов, а тем более в 70-е и 80-е гг. сторонники теории политической модернизации значительно углубили и расширили диапазон исследований в области проблематики политического развития стран, находящихся в состоянии перехода от традиционного к современному обществу.
Если попытаться обобщить всё многообразие существующих проектов преобразований, то, по мнению ведущих политологов данного направления, в наиболее общем виде большинство предлагаемых вариантов и путей модернизации можно подчинить устоявшейся классификации, которая включает в себя консервативное и либеральное направление.
Теоретики консервативного направления, в качестве основного критерия эволюционного пути модернизации и условия избежания излишней напряженности и конфликтности выделяют утверждение, что реформы должны быть структурированы. Они должны состоять из последовательного ряда относительно небольших преобразований, неспособных вызвать резкое сопротивление оппозиции, и в совокупности представляющих непрерывное социальное и политическое развитие в заданном элитой направлении.
Одной из особенностей российской модернизации, очень часто выделяемой исследователями, является ее особенная временная растянутость и незавершенность.
Рассматривая особенность длительного характера модернизационных процессов в России, их незавершенность через волнообразную смену реформ и контрреформ, российский политолог – Г. Купряшин, подчеркивает амбивалентный характер (одновременно модернизаторский и антимодернизаторский) современного политического развития России. Первая тенденция, по мнению автора, находит свое проявление “в расширении включения в политическую жизнь социальных групп и индивидов, в ослаблении традиционной политической элиты и упадке ее легитимности”. Вторая, выражается в специфической форме осуществления модернизации: “авторитарные методы деятельности и менталитет политической элиты, позволяет только односторонние – сверху вниз – движение команд при закрытом характере принятия решений”.
Еще одна важная особенность российской модернизации – это этатизм, то есть исключительная роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса, что объясняет многие устойчивые признаки крупных реформ в России.
Одной из самых характерных особенностей российского государства, является его противоречивость, отчетливо проявляющаяся в процессе модернизационных преобразований: с одной стороны, государство есть сила, инициирующая реформационные изменения, а с другой – инертная структура, по сути, не соответствующая природе глубинных преобразований как таковых и, блокирующая, в этой связи, разрешение назревших противоречий.
Еще одна особенность России при движении к современности заключается в “долгосуществующих и глубоких культурных и идейно-политических расколах общества” в его отношении как к конкретным этапам модернизации (например, реформа Петра I), так и к основным перспективам и направлениям дальнейших эволюционных изменений (осуществляющихся в различных сферах общественной жизни).
Эта особенность была отмечена целым рядом исследователей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики
- 2. Политология как наука, её объект, предмет и основные категории
- 3.Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
- 4.Место политологии в системе общественных наук
- 5.Политическая мысль античности (платон, аристотель, цицерон)
- 6. Политические идеи средневековья (аврелий августин, фома аквинский)
- 7. Политические воззрения эпохи возрождения (н.Макиавелли, ж.Боден)
- 8. Политические учения мыслителей нового времени (хvii в.- г.Гроций, т.Гоббс, дж.Локк)
- 9.Политические воззрения французских просветителей 18 века (ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо)
- 10. Политические взгляды американских просветителей хуш в. (т.Джефферсон, т.Пейн, а.Гамильтон)
- 11. Политические концепции европейских мыслителей начала хх вв. (а.Токвиль, о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс, м.Вебер)
- 12. Русская политическая мысль х1х-начала хх вв.
- 13. Политическая власть, её сущность, структура и основные особенности
- 14. Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимации господства м.Вебера
- 15. Разделение властей.
- 16.Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
- 17. Классические концепции элит (г.Моска, в.Парето, р.Михельс)
- 18. Современные концепции и типологии политических элит
- 19. Политическое лидерство и политический маркетинг
- 20. Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства
- 21. Понятие политической системы общества и ее структурные компоненты
- 22. Политический режим и его разновидности
- 23. Тоталитаризм как политический режим
- 25. Демократия, ее сущность и отличительные признаки
- 26. Типы и формы политической демократии
- 27. Государство, его сущность, признаки и функции
- 28. Устройство современного государства: формы правления и формы территориального устройства. Государственное устройство россии
- 29. Понятие и основные признаки правового государства
- 30. Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий
- 31. Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в современной россии
- 32. Группы интересов, их сущность и основные методы воздействия на власть
- 33. Сущность и структура политического процесса
- 34.Динамика политического процесса (режим протекания, стадии развертывания, политические технологии)
- 35.Политическое участие и его основные формы
- 36. Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в россии
- 37. Трансформация политической системы россии в 90-х годах хх века
- 38. Политические конфликты, их структура, особенности и типологии
- 39. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов ценностей)
- 40. Избирательная система: сущность и основные компоненты
- 41. Основные типы избирательных систем
- 42.Избирательная кампания и ее основные этапы.
- Этапы избирательной кампании
- 43. Личность как субъект и объект политики
- 44. Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы
- 45. Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации
- 46. Основные права личности и специфика их реализации в современной россии
- 47. Политическое сознание, его сущность и структура
- 48. Понятие политической идеологии, её специфика и функции
- 49.Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм
- 50. Политическая психология, ее сущность и основные особенности
- 51.Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
- 52. Типы политической культуры. Особенности российской политической культуры