logo
Шпоры полнче(почти)

43. Французский либерализм (б. Констан)

Видным идеологом буржуазного либерализма во Франции в первой половине XIX века был Бенжамен Констан (1767-1830 гг.). Констан отстаивал буржуазные права и свободы, либерально-политический режим, невмешательство государства в экономику, разделение властей и конституционную монархию как политическую форму компромисса между буржуазией и дворянством.

В центре внимания Констана - проблема соотношения личности и государства. Эту проблему он решает в либеральном ключе, на основе положения о праве как реализации свободы. Он полагал, что человеку свойственна свобода, из которой проистекают фундаментальные права гражданина. Свобода несовместима в произволом. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Констан различают свободу гражданскую и свободу политическую. Древние народы, по его мнению, знали только политическую свободу, которая заключалась в праве активно и непосредственно участвовать в коллективном осуществлении политической власти. Фактически это была политическая свобода коллектива как целого. Религия, хозяйство, собственность, семья – все подлежало регламентированию и надзору со стороны государства.

Напротив, у новых народов на первое место выдвигается гражданская свобода. Она состоит в независимости частной жизни индивида от политической власти и включает в себя целый ряд личных прав (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и печати и т.д.).

Констан называет три основные причины перехода от свободы древних народов к свободе новых народов.

Во-первых, коммерческий и миролюбивый дух новых народов в отличие от воинственного характера древних.

Во-вторых, исчезновение рабства и изменение отношения к труду. Переход свободных людей к труду, занятия промышленностью, хозяйством, торговлей требует личной независимости, частная инициатива, предприимчивости и не терпят государственной регламентации и стеснений.

В-третьих, небольшие размеры древних государств- городов, не многочисленность их свободного населения позволяли осуществлять непосредственную демократию, фактически верховная власть творилась на площадях. Все это повышало значение и роль каждого гражданина.

Таким образом, ядро свободы у новых народов составляют личные права. Государство, по мнению Констана, служит лишь средством, необходимым для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу превращается втиранию и уничтожает правомерные основы своего собственного существования. Отсюда следует, что политическая власть кому бы не принадлежала, монарху или народу - не должна быть абсолютной. Границей для не нее служат права народа.

Констан выделяет следующую систему властей:

королевская власть

исполнительная власть

власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»

власть выборной нижней палаты.

судебная власть.

В качестве особой власти он выделят муниципальную власть.