43. Французский либерализм (б. Констан)
Видным идеологом буржуазного либерализма во Франции в первой половине XIX века был Бенжамен Констан (1767-1830 гг.). Констан отстаивал буржуазные права и свободы, либерально-политический режим, невмешательство государства в экономику, разделение властей и конституционную монархию как политическую форму компромисса между буржуазией и дворянством.
В центре внимания Констана - проблема соотношения личности и государства. Эту проблему он решает в либеральном ключе, на основе положения о праве как реализации свободы. Он полагал, что человеку свойственна свобода, из которой проистекают фундаментальные права гражданина. Свобода несовместима в произволом. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Констан различают свободу гражданскую и свободу политическую. Древние народы, по его мнению, знали только политическую свободу, которая заключалась в праве активно и непосредственно участвовать в коллективном осуществлении политической власти. Фактически это была политическая свобода коллектива как целого. Религия, хозяйство, собственность, семья – все подлежало регламентированию и надзору со стороны государства.
Напротив, у новых народов на первое место выдвигается гражданская свобода. Она состоит в независимости частной жизни индивида от политической власти и включает в себя целый ряд личных прав (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и печати и т.д.).
Констан называет три основные причины перехода от свободы древних народов к свободе новых народов.
Во-первых, коммерческий и миролюбивый дух новых народов в отличие от воинственного характера древних.
Во-вторых, исчезновение рабства и изменение отношения к труду. Переход свободных людей к труду, занятия промышленностью, хозяйством, торговлей требует личной независимости, частная инициатива, предприимчивости и не терпят государственной регламентации и стеснений.
В-третьих, небольшие размеры древних государств- городов, не многочисленность их свободного населения позволяли осуществлять непосредственную демократию, фактически верховная власть творилась на площадях. Все это повышало значение и роль каждого гражданина.
Таким образом, ядро свободы у новых народов составляют личные права. Государство, по мнению Констана, служит лишь средством, необходимым для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу превращается втиранию и уничтожает правомерные основы своего собственного существования. Отсюда следует, что политическая власть кому бы не принадлежала, монарху или народу - не должна быть абсолютной. Границей для не нее служат права народа.
Констан выделяет следующую систему властей:
королевская власть
исполнительная власть
власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»
власть выборной нижней палаты.
судебная власть.
В качестве особой власти он выделят муниципальную власть.
- 1. Предмет иппу, обьект иппу
- 2. Брахманизм, законы Ману.
- 3. Буддизм ,и его идеология
- 4. Даосизм. Принципы недеяния.
- 5. Конфуцианство.
- 7. 2 Проэкта идеального государства Платона
- 8. Аристотель
- 9. Современная форма правления Полибия.
- 10. М т Цицерон. Идеальный государь, идеальный гражданин.
- 13. Августин Аврелий, Фома Аквинский о государстве и формах правления.
- 14. Ереси ,Инквизиция, Реформация.
- 15. История возникновения ислама
- 16. Халифат и основы мусульманской идеологии
- 17. Марсилий Падуанский.
- 18. П и п воззрения Древней Руси: Слово о законе и благодати, Поучения Вл. Мономаха.
- 19 Социальный и политический статус политической власти Московскеого государства 15-16 век (стяжательство и нестяжательство)
- 21. Общетвенно-политическая мысль московского государства 16 столетия: а. Курбский, Иван 4.
- 217 § 6. Политические взгляды Ивана Грозного
- 218 Глава 9 Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII в
- 219 § 7 Политические воззрения а.М. Курбского
- 22. Политическо-правовые взгляды Петра 1 и Татищего
- 23. А.Н. Радищев
- 24. П.И. Пестель
- 25. Н.М. Муравьев
- 26. Западники и Славянофилы
- 27. П и п взгляды революционных демократов(Герцен ,Чернышевский)
- 29. П и п взгляды в. И. Ленина
- 30. И. В. Сталин
- 31. Н. Макиавелли
- 34. Учение ж Бодена о Государстве
- 35. Пп Учение Вольтера
- 36. Пп учение ш л Монтескье
- 39. Историческая Школа права Германии.
- 40. П и п воззрения Канта
- 41. Уение Гегеля о государстве и праве
- 42. Унитаризм и. Бентама
- 43. Французский либерализм (б. Констан)
- 44. Русский либерализм (Чичерин)
- 45. П и п взгляды к. Маркса
- 46. П и п взгляды ф. Ницше
- 49. Позитивизм г. Кельзена
- 50. Политические взгляды м. Ганди