logo
Politologia2008_Met_ukaz_1

Тема 15. Политика и средства массовой информации

Студент должен знать понятия: средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, массовая коммуникация, политическая манипуляция, информация, информационная революция, информационная война, «уотергейтское дело», информационный повод, политическая социализация, политический процесс, правовое государство, власть, гражданское общество, демократия, политическая культура, «четвертая власть», политическая коммуникация, медиакратия, «привратники» политической системы, свобода слова, цензура прессы и политика, политическая идеология.

Студент должен уметьобъяснить важность значения информации в современной политике; перечислить основные каналы массовой коммуникации, специфику их деятельности, возможности и ограничения; указать варианты их использования в современной России различными политическими институтами и силами; продемонстрировать разницу между деятельностью и эффективностью СМИ на Западе и в РФ.

Содержание темы:Понятие средств массовой информации, их структура и отличительные черты. Роль и функции средств массовой информации в политике. СМИ и демократия. СМИ - четвертая ветвь власти. Медиакратия. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. Средства массовой коммуникации (СМК). Условия успешного применения СМК. Способы воздействия информационной власти на поведение людей. Геополитика и СМИ.

Государственная политика в области средств массовой информации. Плюрализм СМИ. Правовое обеспечение свободы слова. Политические коммуникации. Критерии выделения, признаки и классификация. СМИ - агент политической социализации. Оценки роли СМИ в современном обществе. Теоретические модели изучения политического влияния СМИ: «исследования воздействия» и «анализ текста».

Социально-психологические предпосылки политического манипулирования и использование СМИ. Политическое манипулирование в социально-психологическом механизме политической власти. Манипулирование как способ идейно-политического воздействия: способы и пределы. СМИ и выборы. Проблемы коммуникационного воспитания масс и критического отношения людей к СМИ. Политическое значение СМИ в современной России.

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).

Основная:

  1. Гаджиев К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник МУ. Серия 18 . 1995. №1.

  2. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2005.

  3. Деннис Э., Мерилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

  4. Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации – элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

  5. Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

  6. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М., 1996.

  7. Панарин И.Н. Информационные войны и геополитика. М., 2006.

  8. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996.

  9. Политические коммуникации: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Соловьева А.И. М., 2004.

  10. Почепцов Г. Теория и практика коммуникаций. М., 1998.

  11. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М., 2003.

  12. Российское общество и СМИ–выпуск журнала “ProetContra” . Т. 5. № 4. М. 2000. (http://pubs.carnegie.ru/PC)

  13. Тикер Элисон. Паблик рилейшнз. М., 2005.

  14. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М., 2007.

  15. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001.

Дополнительная:

  1. Информационное потребление и политические ориентации // Социс 2000. № 7.

  2. Мешкова Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации // Полис 2002. № 2.

  3. Морозов И.Л. Информационная безопасность политической системы // Полис 2002. № 5.

  4. Политическая сила телевидения: реальность мифа? // Полис.1994. №6.

  5. Полуэктова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник МУ. Сер. 18. Социология и политология. 1998. №1

  6. Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Полис 2002 . № 6.

  7. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. №3.

  8. Тузиков А.Р. Масс – медиа: идеология видимая и невидимая. // Полис. 2002. №5.

  9. Туронок С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр военно-политических конфликтов // Полис. 2003. № 1.

  10. Уэбстер Д. Создание свободных и независимых средств массовой информации // США: экономика, политика, идеология. 1994. №2.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знанийнеобходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

  1. СМИ в системе социального общения и социально-политической информации.

  2. Структура и воздействие СМИ на процесс формирования индивидуального и массового сознания и поведение людей.

  3. Политические функции СМИ.

  4. Роль политической информации в жизни общества.

  5. СМИ и политическая власть. Государственная политика в области средств массовой информации. Правовое обеспечение свободы слова.

  6. Способы манипулирования, пределы и контроль за СМИ.

  7. Электронные СМИ и возникновение новых политических технологий.

  8. Основные черты и особенности политической коммуникации.

  9. Сущность, цели и задачи политического манипулирования.

  10. Феномен массового сознания в системе политической власти.

  11. Основные черты и особенности политической коммуникации в постсоветской России.

  12. Возрастание роли СМИ в современных условиях: причины, оценки и российские перспективы.

  1. Особенности политической коммуникации в ХХIвеке: интернет-технологии и политика.

  1. Значение, использование и возможности СМИ в политических избирательных процессах: зарубежная и российская специфика.

  2. Роль современных российских СМИ в процессе политической социализации общества.

  3. Свобода СМИ как одно из условий развития демократии в обществе и проблема цензуры.