Политическая мысль античности.
Многие идеи начального периода представляют лишь исторический интерес, как выражение ментальности и культуры античного общества. Однако в этот период было высказано немало предположений, составивших затем фундаментальные максимы западной политологии, которые стали содержанием западной политической культуры. Развитие политической мысли. начального этапа характеризуется рядом общих черт:
1) поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
2) рассмотрением политики как единственной формы ци вилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчленен ность государства, общества и отдельного индивида;
3) отсутствие четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
4) ограниченным рационализмом политической мысли, ко торый был обусловлен заметным влиянием религии.
Политические знания в античности существовали в фило-еофско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики. Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Платон (427 - 347 гг. до н. э.) своими работами «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.) «О государстве» и «О законах».
Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей - граждан полиса. Этот суверенитет (принадлежность всей власти гражданам полиса) предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов.
Следовательно, полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчужденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили исторически ограниченный характер выводов античных авторов, которые для складывавшихся уже тогда больших национальных государств оказались непригодными. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная политическая мысль сформулировала многие парадигмы современной политологии в виде идей, догадок.
- Политология как наука.
- Методы политической науки.
- Функции политологии.
- Структура политической науки.
- Политическая мысль античности.
- Политическая мысль Средневековья.
- Политическая мысль Нового времени.
- Легитимность власти. Типы легитимности м.Вебера.
- Структура политической системы.
- Политическая культура. Типология г. Алмонда.
- Особенности российской политической культуры.
- Политический режим. Типология политических режимов.
- Группы интересов.
- Основные характеристики государства.
- Основные функции государства.
- Форма государственного устройства.
- Форма правления.
- Политическая идеология (либерализм, консерватизм, социал-демократия)
- Политическая модернизация.
- Реализм в международных отношениях
- Либерализм в международных отношениях
- Неомарксизм в международных отношениях
- Концепция столкновения цивилизаций с. Хантингтона.