Политическая мысль Беларуси
Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.
Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на ХYI-XYII вв. Первозвестником гуманистической социальной мысли в Беларуси по праву считается Франциск Скорина (ок.1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.
Особый интерес проявляет Ф.Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх. К монарху Ф.Скорина предъявляет особые требования - быть мудрым, справедливым, уважать закон. Не случайно он очень часто приводит пример древнего царя Соломона, обладавшего, по его мнению, всеми необходимыми качествами.
Сочинения Ф.Скорины отличает действенный просвещенный патриотизм. Мыслитель отстаивает ту простую истину, что отчизну человек не избирает, она дается ему от рождения. Вот почему надо не просто любить и ценить Родину, а самоотверженно работать ей во благо.
Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у Андрея Волана (I530-I6I0). Этого мыслителя интересовал, прежде всего, человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе. Свобода же для А.Волана есть ни что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает, в первую очередь, право на свободу и право на собственность. Рассуждая о происхождении государства, А.Волан придерживался теории общественного договора. Он считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу.
Подобные идеи получили отражение в Статуте Великого Княжества Литовского. Три издания Статута - 1529, 1566 и 1588 г.г. - являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели уже не от чьей-то личной воли, а только от закона.
ХУП-ХУШ вв. в истории Беларуси - это период контрреформации и наступления католической церкви. Своеобразной реакцией на это стало распространение среди белорусских мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Так, Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) уподоблял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной и здоровой головой", т.е. правом и законами. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) называл своим политическим идеалом крепкое государство во главе с просвещенным монархом, Именно просвещение должно, по его мнению, совершенствовать общественную жизнь и избавлять ее от социальных зол.
Подобные просветительские идеи в полной мере зазвучали в ХУШ веке. Мы находим их, в частности, в творчестве Иеронима Стройновского (I752-I8I5 гг.). В основе его рассуждений лежит учение о естественном порядке вещей. Он убежден, что люди могут быть счастливы только тогда, когда живут в соответствии с естественным порядком, т.е. в соответствии со своими естественными стремлениями. К ним он относил стремление к самосохранению, к удовлетворению потребности в еде, питье, к приобретению благ. Исходя из этих стремлений государство должно защищать права личности, среди которых главное - это право на свободу, на защиту частной собственности и взаимную помощь.
В этот же период заметную роль начинают играть и радикальные политические идеи. Иосиф Еланский, писавший и действовавший под лозунгами свободы, равенства, братства, выступил за отмену сословных привилегий и освобождение крестьян. Его политическим идеалом стало общинно-коммунистическое устройство, где все средства производства, земля, недра принадлежат труженикам. В таком обществе каждый будет обязан трудиться и получать образование. Политическая жизнь, по мнению Иосифа Еланского, должна будет строиться на выборных началах.
XIX в. в истории политической мысли Беларуси ознаменован широким распространением идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В первой его половине происходит активное создание ряда общественно-политических кружков, которые объединяли людей, озабоченных будущим своей Отчизны. Интересна, к примеру, деятельность Общества филоматов (I8I7-I823 гг.), которое выступало не только за социальное, но и за национальное освобождение. Главными двигателями всех перемен они считали действующего и мыслящего человека. Только люди через просвещение и реформы смогут усовершенствовать общество. Оно должно быть основано на естественном праве, признавать полезность всех сословий и строить свою жизнь на принципах закона и морали.
С открыто революционными идеями выступил во второй половине XIX в. Кастусь Калиновский (1838-1864 гг.). Он резко критиковал феодально-крепостнические отношения; эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России. При этом он не только ниспровергал, но и выдвигал свой идеал общественного устройства. В его основе - передел земельной собственности в пользу крестьян и сохранения общины. В таком справедливом обществе, по мнению К.Калиновского, не должно быть сословий и привилегий, а главной ценностью станет труд. Политическую жизнь в таком обществе К. Калиновский видел устроенной на демократических началах. Власть народа, а не ограниченной группы людей - таков политический идеал К.Калиновского.
Особую роль в совершенствовании общества он отводил подрастающему поколению. К.Калиновский считал, что заботу о его образовании и воспитании возьмет на себя в будущем само государство. По его мнению, школа должна будет не только давать знания, но и воспитывать гражданские качества. Он настаивал на том, чтобы обучение велось на родном белорусском языке, видя в нем важнейшую для народа ценность.
Путь к осуществлению этого социального проекта лежал, по мнению К.Калиновского, через крестьянскую революцию, участие в которой могут также принять горожане и студенчество. Неслучайно именно он возглавил восстание 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве.
Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости. Эти "вечные" проблемы каждый раз возникали заново в новой исторической обстановке. Но при этом их решение всегда вбирало в себя мудрость предшествующих эпох.