logo
Политология Лекции (электронный вариант)

Политическая мысль Беларуси

Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о поли­тике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.

Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на ХYI-XYII вв. Первозвестником гуманистической социальной мысли в Беларуси по праву считается Франциск Скорина (ок.1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Особый интерес проявляет Ф.Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появ­ляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, счи­тает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх. К монарху Ф.Скорина предъявляет особые требования - быть мудрым, справедливым, уважать закон. Не случайно он очень часто приводит пример древнего царя Со­ломона, обладавшего, по его мнению, всеми необходимыми качествами.

Сочинения Ф.Скорины отличает действенный просвещенный патрио­тизм. Мыслитель отстаивает ту простую истину, что отчизну человек не избирает, она дается ему от рождения. Вот почему надо не просто любить и ценить Родину, а самоотверженно работать ей во благо.

Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у Андрея Волана (I530-I6I0). Этого мыслителя интересовал, прежде всего, человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе. Свобода же для А.Волана есть ни что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает, в первую очередь, право на свободу и право на собственность. Рассуждая о происхождении государства, А.Волан придерживался теории общественного договора. Он считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу.

Подобные идеи получили отражение в Статуте Великого Княжества Литовского. Три издания Статута - 1529, 1566 и 1588 г.г. - являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно кото­рой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели уже не от чьей-то личной воли, а только от закона.

ХУП-ХУШ вв. в истории Беларуси - это период контрреформации и наступления католической церкви. Своеобразной реакцией на это стало распространение среди белорусских мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Так, Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) уподоб­лял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной и здоровой головой", т.е. правом и законами. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) называл своим политическим идеалом крепкое государство во главе с просвещенным монархом, Именно просвещение должно, по его мнению, совершенствовать общест­венную жизнь и избавлять ее от социальных зол.

Подобные просветительские идеи в полной мере зазвучали в ХУШ веке. Мы находим их, в частности, в творчестве Иеронима Стройновского (I752-I8I5 гг.). В основе его рассуждений лежит учение о естественном порядке вещей. Он убежден, что люди могут быть счаст­ливы только тогда, когда живут в соответствии с естественным поряд­ком, т.е. в соответствии со своими естественными стремлениями. К ним он относил стремление к самосохранению, к удовлетворению потреб­ности в еде, питье, к приобретению благ. Исходя из этих стремлений государство должно защищать права личности, среди которых главное - это право на свободу, на защиту частной собственности и взаимную помощь.

В этот же период заметную роль начинают играть и радикальные политические идеи. Иосиф Еланский, писавший и действовавший под лозунгами свободы, равенства, братства, выступил за отмену сослов­ных привилегий и освобождение крестьян. Его политическим идеалом стало общинно-коммунистическое устройство, где все средства произ­водства, земля, недра принадлежат труженикам. В таком обществе каждый будет обязан трудиться и получать образование. Политическая жизнь, по мнению Иосифа Еланского, должна будет строиться на выбор­ных началах.

XIX в. в истории политической мысли Беларуси ознаменован широким распространением идей освобождения Беларуси, ее независимос­ти и самостоятельного развития. В первой его половине происходит активное создание ряда общественно-политических кружков, которые объединяли людей, озабоченных будущим своей Отчизны. Интересна, к примеру, деятельность Общества филоматов (I8I7-I823 гг.), которое выступало не только за социальное, но и за национальное освобождение. Главными двигателями всех перемен они считали действующего и мыс­лящего человека. Только люди через просвещение и реформы смогут усовершенствовать общество. Оно должно быть основано на естествен­ном праве, признавать полезность всех сословий и строить свою жизнь на принципах закона и морали.

С открыто революционными идеями выступил во второй половине XIX в. Кастусь Калиновский (1838-1864 гг.). Он резко критиковал феодально-крепостнические отношения; эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России. При этом он не только ниспровергал, но и выдвигал свой идеал общественного устройства. В его основе - передел земельной собственности в пользу крес­тьян и сохранения общины. В таком справедливом обществе, по мнению К.Калиновского, не должно быть сословий и привилегий, а главной ценностью станет труд. Политическую жизнь в таком обществе К. Калиновский видел устроенной на демократических началах. Власть народа, а не ограниченной группы людей - таков политический идеал К.Калиновского.

Особую роль в совершенствовании общества он отводил подрастающему поколению. К.Калиновский считал, что заботу о его образо­вании и воспитании возьмет на себя в будущем само государство. По его мнению, школа должна будет не только давать знания, но и воспитывать гражданские качества. Он настаивал на том, чтобы обучение велось на родном белорусском языке, видя в нем важнейшую для народа ценность.

Путь к осуществлению этого социального проекта лежал, по мнению К.Калиновского, через крестьянскую революцию, участие в которой могут также принять горожане и студенчество. Неслучайно именно он возглавил восстание 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве.

Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости. Эти "вечные" проблемы каждый раз возникали заново в новой исторической обстановке. Но при этом их решение всегда вбирало в себя мудрость предшествующих эпох.