Лекция пять: Политические режимы
Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Рассмотрим соотношение понятий «политический» и «государственный». Одни ученые считают эти категории тождественными, другие - понятие «политический режим» считают более широким, ибо оно включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий, движений, общественных объединений и организаций.
Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из типа «политического режима» делают выводы о принципах организации политического устройства данного общества.
Признаки политического режима:
- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
- гарантированность прав и свобод личности;
- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- степень реализации политической власти непосредственно народом;
- положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
- характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
- тип политического поведения;
- характер политического лидерства;
- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- доминирование определенных методов (убеждения/принуждения) при осуществлении политической власти;
- степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
- принципы взаимоотношения общества и власти;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
- мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
- существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,
Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».
В зависимости от особенностей набора методов и средств реализации государственной власти различают два полярных режима - демократический и недемократический.
Признаки демократического режима:
- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
- существование гражданского общества с его развитой структурой;
- реальное осуществление правового государства;
- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
- легитимность государственной власти;
- «силовые» структуры находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
- доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
- во всех сферах общественной жизни господствует закон;
- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
- в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
- гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
- реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
К недемократическим типам политического режима относятся:
Авторитарный тип политичекого режима - государственно-политическое устройство общества, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа.
Признаки авторитарного политического режима:
- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
- ограниченна роль представительных органов власти;
- суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
- в качестве методов государственного управления доминируют командно-административные с широким задействованием административного ресурса;
- сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
- нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни (за исключением политической);
- существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать имитация многопартийности;
- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
- «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;
- высокая роль политического лидера.
2. Тоталитарный тип политического режима характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
- общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией вплоть до личной жизни, до мотивов и поступков людей;
- абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
- экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
- наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;
- централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
- отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
- государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.