§ 3. Консерватизм
Как реакция на либеральные государственные преобразования, и на сам либерализм в целом возник консерватизм. Консерватизм возник в среде защитников феодального строя, аристократических и иных привилегированных слоев общества. Постулаты консерватизма заключатся в приверженности традиционным ценностям, религии, старым порядкам, сохранение преемственности. Изначально консерваторы были сторонниками сохранения или возрождения монархии, традиционных общественных институтов. К представителям консерватизма можно причислить Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Р. Пиль, X. Кортес, О. Бисмарк Юлиус Эвола. Консерваторы исходят из приоритета общества, государства над человеком. Они считают, что свобода человека определена его обязанностями перед обществом и государством. Политические проблемы они рассматривали как аспект религиозных и моральных проблем, главный же вопрос преобразований они видели в духовном изменении человека, связанной со способностью поддерживать семейные ценности, быть нравственным, уважать церковь. Как они полагали, сохранение прошлого в настоящем способно снять все противоречия и потому оно должно рассматриваться как моральный долг перед будущими поколениями. Система воззрений консерваторов строилась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости порядка вещей, который сложился естественным образом, предустановленость иерархичности человеческого сообщества, и как следствие привилегией и обязанностей соответствующих слоев населения, а также моральных принципов, которые лежат в основе семьи, религии и собственности. Основу политического порядка консерваторы видели в постепенных реформах, основанных на компромиссе. Наиболее радикальным течением консерватизма является традиционализм в лице таких мыслителей как Юлиус Эвола, и отчасти Рене Генон. Традиционалисты не признавали никаких компромиссов с современностью. Они ратовали за возрождение или как минимум провозглашали идеалом сословное общество, делящие на касты: ученых, воинов, торговцев, земледельцев. Хотя не стоит слишком утрировать их позицию. «Для истинного революционного консерватора вопрос состоит в сохранении верности принципам, а не учреждениям и устоям прошлого, которые являются лишь частными формами их выражения, меняющимися в зависимости от конкретных обстоятельств и конкретной страны. Эти частные формы преходящи и изменчивы, поскольку зачастую связаны с исторически невоспроизводимыми обстоятельствами, тогда как соответствующие принципы неизменно сохраняют свое значение, обладая вечной актуальностью».3
В целом консерватизм как идеология правильно акцентирует внимание на традицию, на необходимость преемственности и стабильности, однако как политическая идеология он малоинтересен, поскольку новых форм и идей политического и социального устройства он не предлагает, а старые формы уже показали свою несостоятельность. Однако все же никогда не стоит пренебрегать многовековым опытом существования вполне устойчивого государственного и социального устройства