logo
ПОЛИТИЧЕСКИЕ идеологии - копия

§ 3. Консерватизм

Как реакция на либеральные государственные преобразования, и на сам либерализм в целом возник консерватизм. Консерватизм возник в среде защитников феодального строя, аристократических и иных привилегированных слоев общества. Постулаты консерватизма заключатся в приверженности традиционным ценностям, религии, старым порядкам, сохранение преемственности. Изначально консерваторы были сторонниками сохранения или возрождения монархии, традиционных общественных институтов. К представителям консерватизма можно причислить Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Р. Пиль, X. Кортес, О. Бисмарк Юлиус Эвола. Консерваторы исходят из приоритета общества, государства над че­ловеком. Они считают, что свобода человека определена его обязанностями перед обществом и государством. Политические проблемы они рассматривали как аспект религиозных и моральных проблем, главный же вопрос преобразований они видели в духовном изменении человека, связанной со способностью поддерживать семейные ценности, быть нравственным, уважать церковь. Как они полагали, сохране­ние прошлого в настоящем способно снять все противоречия и потому оно должно рассматриваться как мораль­ный долг перед будущими поколениями. Система воззрений консерваторов строилась на приоритете преемственно­сти перед инновациями, на признании незыблемости порядка вещей, который сложился естественным образом, предустановленость иерархичности человеческого сообщества, и как следствие привиле­гией и обязанностей соответствующих слоев населения, а также мораль­ных принципов, которые лежат в основе семьи, религии и собственности. Основу политического порядка консерваторы видели в постепенных реформах, основанных на компромиссе. Наиболее радикальным течением консерватизма является традиционализм в лице таких мыслителей как Юлиус Эвола, и отчасти Рене Генон. Традиционалисты не признавали никаких компромиссов с современностью. Они ратовали за возрождение или как минимум провозглашали идеалом сословное общество, делящие на касты: ученых, воинов, торговцев, земледельцев. Хотя не стоит слишком утрировать их позицию. «Для истинного революционного консерватора вопрос состоит в сохранении верности принципам, а не учреждениям и устоям прошлого, которые являются лишь частными формами их выражения, меняющимися в зависимости от конкретных обстоятельств и конкретной страны. Эти частные формы преходящи и изменчивы, поскольку зачастую связаны с исторически невоспроизводимыми обстоятельствами, тогда как соответствующие принципы неизменно сохраняют свое значение, обладая вечной актуальностью».3

В целом консерватизм как идеология правильно акцентирует внимание на традицию, на необходимость преемственности и стабильности, однако как политическая идеология он малоинтересен, поскольку новых форм и идей политического и социального устройства он не предлагает, а старые формы уже показали свою несостоятельность. Однако все же никогда не стоит пренебрегать многовековым опытом существования вполне устойчивого государственного и социального устройства