§ 5. Анархизм
Закономерным продолжением либерализма можно считать идеологию анархизма, которая довела до радикальности фундаментальные постулаты об автономии индивида, его правах и свободах как высшей ценности и нежелательности существования государства как аппарата принуждения. Анархизм – политическая идеология, которая провозглашает своей целью уничтожение государства и отмену любых форм принудительной власти, создание свободных и добровольных ассоциаций граждан. Однако анархизм в силу своих особенностей не был никогда единым политической доктриной, он представлял собой политическое течение с множеством различных учений. Первое из них анархо-индивидуализм был сформирован философом М. Штирнером, изложившим его фундаментальные положения в своей книге "Единственный и его собственность" (1845г.)5. В основу индивидуалистического анархизма положена идея абсолютной свободы человека, который не должен в своих желаниях и поступках быть связан с существующими религиозными догмами, нормами права и морали.
П.Ж. Прудон, базируясь на идее «свободного договора» и обмена на его базе создал теорию мютюэлизма. Считая, что источником всей социальной несправедливости является неэквивалентный обмен, Прудон верил в возможность уничтожения эксплуатации путем реформы системы товарного обращения. При этом Прудон отвергал революционное насилие как средство, с помощью которого можно переустроить общество. Полная независимость личности от государства должная была обеспечивать через т.н. народный банк через организацию безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества и финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке.
В 60-х годах 19 века развитие получил коллективистский анархизм. Неудивительно, что он возник в России, поскольку коллективизм как таковой идет в разрез с индивидуалистической сутью анархизма. Его теоретиком был М.А.Бакунин, который считал государство орудием угнетения масс, и выступал за его немедленное уничтожение путем революции. Бакунин был против участия рабочих в парламентских выборах и деятельности власти. Социальным идеалом он видел общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, которые коллективно владеют землей, орудиями. Процесс производства и распределения продуктов должен был так же носить коллективный характер. Идейная традиция коллективистского анархизма была продолжена виднейшим П.А.Кропоткиным, который положил в основу своего учения сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи",
Анархо-синдикализм - течение в рабочем движении, которое ставит своей целью уничтожение капитализма посредством революционной борьбы синдикатов (профсоюзов). Анархо-синдикализм рассматривает борьбу с государством как основную часть процесса разрушения капитализма, движущей силой, которой должна стать не политическая, а экономическая, организация рабочего класса. Анархо-синдикализм отвергает как парламентскую деятельность политических партий, так и вооруженное восстание как средство революционного изменения общества. Основную форму борьбы рабочих анархо-синдикализм видит в т.н. "прямом действии", заключающегося в давлении профсоюзов на предпринимателей и органы государственной власти. "Прямое действие" выражается в: стачках, демонстрации, саботаже, бойкот.
Анархизм как политическая идеология практически нигде не был реализован на практике. Анархисты не смогли даже создать на какой-либо территории общество без государства, и маловероятно, что когда-либо создадут, поскольку сама идеология создает условия разобщенности анархистов и потому любые их попытки свергнуть строй заранее обречены на провал и будут легко пресечены едиными, дисциплинированными и самое главное иерархичными воинскими формированиями. Да и сама идея построения общества без государства не учитывает человеческую природу как и коммунизма, что говорит о её утопичности.