logo
Рефераты / politshpora2

3. Пути реформирования государственной власти в Российской Федерации

Анализируя вопрос, следует показать историческую ограниченность го­сударств тоталитарного политического режима, что проявилось в распаде СССР и аналогичных режимов. Начиная с 20-х'гг., в нашей стране был взят курс на полное подчинение гражданского общества государству. Госу­дарство стало тормозом, причиной деформации, искажения всех обществен­ных отношений. Произошло огосударствление всех общественных механиз­мов, порядок насаждался репрессивным государственным аппаратом, осно­ванным на идеологических постулатах, оторванных от жизни. Чрезмерная централизация государственных структур не позволяла оперативно реаги­ровать на действительность, принимать правильные решения.

В начале 90-х гг. началось становление российской государственности, демократического федеративного государства. 12 июня 1991 г. I съезд народных депутатов России принял Декларацию о государственном су­веренитете Российской Федерации. В марте 1992 г. был принят Федера­тивный договор.

Российская Федерация в современный период представляет собой по способу организации высшей власти президентскую республику. По типу государственного устройства Россия является федеративным государством, состоящим из республик, краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области, автономных округов ~ 89 равноправных субъек­тов Российской Федерации. Основы государственного устройства стра­ны следует рассматривать, опираясь на соответствующие главы и статьи Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Господствовавший более 70 лет в России классовый подход к соци­альным явлениям и государственному строительству уступил место про­цессу построения государства с позиций таких общественных ценностей, как демократия, гуманизм, патриотизм, права человека, гражданствен­ность, социальная справедливость.

В аспекте рассматриваемой нами проблемы наиболее существенное значение имеют положения Конституции о распространении суверените­та Российской Федерации на вею ее территорию, верховенстве на этой территории ее Конституции и федеральных законов, равноправии субъек­тов, государственной целостности России и единстве системы государ­ственной власти. Основой федеративного устройства Российского госу­дарства являются следующие принципы: все субъекты федерации неза­висимо от размеров, численности населения, экономического потенциала полноправны, субъекты федерации добровольно передают строго огово­ренный минимум полномочий федеральному центру. Главная цель объе­динения в единое федеративное российское государство - не установление подчиненности учредителей друг другу, а обеспечение эффективного их функционирования и развития.

Важным условием дальнейшего развития и укрепления российской государственности является согласие всех политических и национально-гражданских сил в решении основных вопросов экономического, соци­ального и культурного развития. Необходимо сохранение и укрепление демократического характера развития, опирающегося на демократию.

Для того чтобы российское общество стабильно функционировало на демократических принципах, недостаточно ввести такие атрибуты демок­ратии, как политический плюрализм, разделение властей, свобода выбо­ров, многообразие политических гражданских организаций. Главное -создать систему управления обществом, решающую роль в которой игра­ют его граждане. Только такая система способна ограничить всевластие бюрократического государственного аппарата и подчинить его демокра­тически формируемому, подконтрольному, по воле граждан сменяемому механизму народовластия.

Система политической власти в России будет легитимной и найдет поддержку в массовом общественном сознании россиян только при усло­вии, если она будет законно формироваться, основывать свою деятель­ность прежде всего на учете национально-государственных интересов и праве, будет справедливой и сильной, способной решать важнейшие про­блемы, стоящие перед страной.

Для упрочения демократической российской государственности не­обходимо: создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности, формирование нового типа государственности, ба­зирующейся на приоритете права, создание реального плюрализма в об­ществе, стабилизация общества на основе гражданского мира с придани­ем ему конституционных гарантий.