logo
Реф

3.2. Эффективная модель взаимодействия институтов гражданского общества и государства для России

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время эффективной формой взаимодействия государства и гражданского общества становится новая модель - «Структурно-институциональный консенсус20». Смысл ее состоит в том, что государство целенаправленно создает организационные условия взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Теоретически такое взаимодействие способно создать правовое государство.

Можно предположить, что функционирование институтов гражданского общества во многом зависит от характера государственной власти и тенденций ее развития. Сейчас в Российской Федерации чрезвычайно высока роль государства. Для обеспечения и повышения эффективности сотрудничества государства и гражданского общества целесообразно обосновать общую для них цель, которая позволила бы им длительный период времени находиться в процессе эффективного взаимодействия, укрепляя и развивая доверительные отношения. Наиболее результативным методом, обеспечивающим эффективные результаты, может стать консенсус. Важно и то, что при его осуществлении должно соблюдаться равноправие сторон, участвующих в диалоге.

Для обеспечения консенсуса требуется соблюдать ряд требований:

Модель «Структурно-институциональный консенсус» выявляет сторонников позитивного решения проблем, включает все субъекты сотрудничества в переговорный процесс. При этом государство не монополизирует переговоры, а обеспечивает свободу самоорганизующимся структурам гражданского общества, находясь с ними в тесном сотрудничестве.

Институциональные механизмы способствуют удовлетворению важных потребностей общества, его членов, регламентируют наиболее важные социальные связи. Поэтому необходимы изучение и анализ восприятия представителей структур гражданского общества и органов власти, их отношения к сложившемуся процессу взаимодействия между ними. Институциональные изменения могут преобразовать сложившуюся систему социальных неравенств, поощрять или сдерживать социальную мобильность, образование среднего класса, содействовать более полной реализации способностей разных социальных групп21.