logo
Объектом политологии является

Политическая система общества, понятие и структура

План.

1. Понятие политической системы общества.

2. Эволюция политической системы.

3. Структура политической системы:

1) верхний уровень;

2) промежуточный уровень;

3) нижний уровень;

4. Функциональные кризисы системы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества- целостная, упорядоченная

совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,

социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим

традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между

обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,

включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,

уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не

институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее

подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,

культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы

наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,

пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.

Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и

внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-

контрольной ролью самой политики .

Политическая система конкретного общества определяется его классовой

природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского

и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического

режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-

политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных

либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства

(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),

характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе

(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности

(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),

исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически

активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,

с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за

счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип

политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в

длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других

систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое

имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом

смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций

(партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти

политического центра и местного самоуправления), границ политического и

экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни

человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных

пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой

и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в

конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического

процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др.

элементов политической системы/ а также отношений между ними, включая такие

существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,

пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и

т.д.

Эволюция политической системы.

Существование политической системы во времени характеризуется как процесс

изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он

включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства

какого-либо нового типа, например, переход от политической системы

феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим

абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к

политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов

управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс

эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции

концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации,

борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций

кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий

этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной

раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от

империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации),

общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением

партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое

оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение

членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование

демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.,

более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию

отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и

конфликтных отношений сверху-вниз к договорным конституционным и

консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов

(власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.),

формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных

политических мобилизации в поддержку общественных преобразований или против

них, в периоды выборов и т.д. Разрастание аппаратов управления, органов

принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных

учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие

ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп

единомышленников, союзов, народных движений и т.п.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в

разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений

постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или

принципы политической организации общества. Политическая система в каждый

данный момент или период ее истории представляется как конкретная

политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От

состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли

эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и

сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от

нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться

к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных

системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно

вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт,

прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества.

В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского

типа, связанные с т.н. азиатским способом производства) существовали

неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий

извне и гибели государства. В свое время срок жизни таких систем, как

правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими

кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического

процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного

человечества привели к образованию нового динамичного типа политической

организации общества с более свободными отношениями между частями и

элементами политической системы.

Политическая система также представляет собой процесс политических отношений

и политической деятельности и их институциализацию, т.к. не институциональные

формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения,

самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно

выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила

поведения и институциональные органы. Процесс институциализации включает

формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает

их связь с функциональной политической периферией.