Политическая система общества, понятие и структура
План.
1. Понятие политической системы общества.
2. Эволюция политической системы.
3. Структура политической системы:
1) верхний уровень;
2) промежуточный уровень;
3) нижний уровень;
4. Функциональные кризисы системы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества- целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между
обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,
включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не
институциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее
подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,
культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы
наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,
пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и
внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-
контрольной ролью самой политики .
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского
и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-
политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных
либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства
(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности
(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,
с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за
счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип
политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в
длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других
систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое
имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и
функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее
составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом
смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций
(партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти
политического центра и местного самоуправления), границ политического и
экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни
человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных
пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой
и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в
конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического
процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др.
элементов политической системы/ а также отношений между ними, включая такие
существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,
пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и
т.д.
Эволюция политической системы.
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс
изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он
включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства
какого-либо нового типа, например, переход от политической системы
феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим
абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к
политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов
управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс
эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции
концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации,
борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций
кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий
этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной
раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от
империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации),
общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением
партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое
оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение
членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование
демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.,
более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию
отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и
конфликтных отношений сверху-вниз к договорным конституционным и
консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов
(власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.),
формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных
политических мобилизации в поддержку общественных преобразований или против
них, в периоды выборов и т.д. Разрастание аппаратов управления, органов
принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных
учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие
ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп
единомышленников, союзов, народных движений и т.п.
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в
разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений
постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или
принципы политической организации общества. Политическая система в каждый
данный момент или период ее истории представляется как конкретная
политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От
состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли
эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и
сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от
нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться
к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных
системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт,
прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского
типа, связанные с т.н. азиатским способом производства) существовали
неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий
извне и гибели государства. В свое время срок жизни таких систем, как
правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими
кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического
процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного
человечества привели к образованию нового динамичного типа политической
организации общества с более свободными отношениями между частями и
элементами политической системы.
Политическая система также представляет собой процесс политических отношений
и политической деятельности и их институциализацию, т.к. не институциональные
формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения,
самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно
выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила
поведения и институциональные органы. Процесс институциализации включает
формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает
их связь с функциональной политической периферией.
- 1. Объект, предмет и основные функции политологии
- Политология: объект, предмет, функции
- 3 Структура политики и ее функции
- 6 Объект и предмет политологии
- 7 Структура политологии
- 3. Функции политологии. Политология как интегративная наука
- Структура политических систем общества
- Структура политологии
- Структура политического знания
- Система политической науки
- Структура политологии
- Политическая система общества, понятие и структура
- Структура политической системы
- Слушатель