Структура политической системы
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система
складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух
институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или
промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового
(микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно
конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих
структур политическая система включает деление на субъекты политических
отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых
членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая
система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в
демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,
исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества
и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет
исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской
формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций
разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами
контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или
конституционного суда; при приоритете права и закона).
Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти.
Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами:
массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной
властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями -
экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.)
массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами
(ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) .
Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции
(парламентской, партийной).
На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и
функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов
(государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и
т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых
политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей,
бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров
и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями,
партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально
существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и
полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).
Другой ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных,
сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и
неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные
содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.),
группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной
администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.
Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы.
Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,
которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его
периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими
эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с
государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и
муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,
профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные
предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие
учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа,
театр, армия).
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами
политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы
государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам
политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень
политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются
наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые
параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных
государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при
определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские
отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются
особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина,
земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция
официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные
(теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный
рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного
рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут
оказывать на них серьезное влияние.
Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных
групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни:
членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных
организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или
протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее
демократической организации (выборах, референдумах и т.д.) . На микроуровне
сформируются политические народные движения, зарождаются политические
группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается
политическая культура общества - важная составная часть и характеристика
политической системы.
Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым
уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их
политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни,
хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным
уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной
иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной
власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы,
имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям:
партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.) .
Функциональные кризисы системы
На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются
специфические структуры и отношения между ними. Жизнь политической системы
протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода
- от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных,
партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно
связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность
политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального,
правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных
противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за
гражданские права и др. конфликтами.
Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, когда она вынуждена
решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть
процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы
(сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического
курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с онтогонистическими
конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего
общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие
кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической
системы и типа общества или его существенных характеристик (форм
собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более
или менее серьезными революционными преобразованиями.
- 1. Объект, предмет и основные функции политологии
- Политология: объект, предмет, функции
- 3 Структура политики и ее функции
- 6 Объект и предмет политологии
- 7 Структура политологии
- 3. Функции политологии. Политология как интегративная наука
- Структура политических систем общества
- Структура политологии
- Структура политического знания
- Система политической науки
- Структура политологии
- Политическая система общества, понятие и структура
- Структура политической системы
- Слушатель