logo
12477

12 Политические учения периода европейских буржуазных революций г. Гроций, т. Гоббс, Дж. Локк, ш.Л. Монтескье, ж.-ж Руссо

Гуго Гроций- называют основоположником теории естественного права и международного права. Естественное право порождено потребностью людей в общении друг с другом. Методологической основой ее явл. учение о справедливости.Он смотрел на государство как на полное соединение свободных людей на основе договора между ними. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) -«О гражданине» Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва. Джон Локк.-«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Монтескье (1689-1755 гг.)«О духе законов». Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом». Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).«О причинах неравенства», Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.