logo
12477

18. Понятие разделения властей; сущность законодательной, исполнительной и судебной властей.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга: законодательную, исполнительную и судебную. Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Законодательная власть — власть в области законодательства. Принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации. Исполнительная власть — ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая считается главенствующей. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента. В России исполнительная власть представлена правительством РФ, которое состоит из президента и администрации президента. Судебная власть - одна из трех основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.