logo
вопросы и ответы

20. Политические партии: структура и функции.

Понятия и функции политических партий- Это существующая в течение продолжительного времени организация,объединяющая граждан одной политической ориентации,структурированная как на национальном так и на местном уровнях,стремящаяся к завоеванию и осуществлению власти и пытающаеся обеспечить себе для этого народную поддержку.Основные функции:социально-идеологическая,политическая,управленчиская.

Типология партий- А) по колличеству членов и характеру членства;Б)по участию в осуществлении власти;В)по идеологической ориентации;Г)по отношению к другим элементам политической системы.

Типы партийныхъ систем - А) по колличеству партий;Б) по соотношению партий с различнвм политическим влиянием (статусом).

21. Типология партийных систем. Формирование многопартийной системы в Республике Беларусь.

Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного: 1.Демократич. или конституционные ПС

2.Автократические ПС.

Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

плюсы:

1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.

2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений.

3.- Отсутствие конфронтации.

минусы:

1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

2.- Отсутствие политической конкуренции.

3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.

Плюралистическая пс.

3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

плюсы:

1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

минусы:

Способность нарушения целостности общества.

22. Место и роль общественных организаций в политической жизни общества.

23. Политический процесс и его стадии. Виды политических процессов.

Политический процесс – это ход развития политических явлений. Политический процесс - это последняя смена состояний социально-политической действительности в результате совместной деятельности субъектов политики. Это вид политической деятельности субъектов их взаимоотношений, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов. Все, происходящее в политической жизни, изменение их статуса деятельности политических институтов входит в категорию политических процессов. Характер и содержание политических процессов определяется политической системой общества, политическим режимом.

Для демократической системы соответствует тип политических процессов с широким участием граждан в управлении государством, обеспечением основных прав и свобод личности. Недемократическая политическая система и режим предполагают такой тип политического процесса, который исключает или ограничивает политическое участие и свободу социального и политического выбора.

Политические процессы имеют свою структуру:

1) субъект политической системы

2) объект политической системы

3) средства, методы, ресурсы и исполнитель политической системы

Виды политического процесса:

внутренний

внешний

Содержание внутреннего политического процесса зависит от формы правления, государственного устройства, характер господствующего режима, качество правящей элиты, типа лидерства. Основой внутреннего политического процесса является соотношение социально-экономических укладов, сложившихся в обществе, социальной структурой общества и степенью удовлетворения населения своим положением.

Внешний политический процесс определяется интересами и целями государств, зависит от баланса сил в мире и конкретных регионах. В зависимости от сроков протекания политического процесса делятся на длительные и сравнительно краткосрочные. Длительные политические процессы носят исторический характер и протекают на протяжении жизни нескольких поколений. Краткосрочные политические процессы – это те политические процессы, которые происходят на протяжении небольшого промежутка времени. В зависимости от значения и общества различают базовые и периферические политические процессы.

Базовые – разнообразные способы включения разнообразных слоев в отношениях с государством, формы преобразования интересов и требований в политических решениях, способы формирования политической элиты, обретение лидером легитимности. Периферийные – формирование различных политических ассоциаций, партий, групп, проведения выборов, создание новых структур управления.

Классификация политических процессов:

1) по публичности

открытый

теневой

При открытом политическом процессе интересы граждан выражаются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, обсуждении СМИ, учете общественного мнения в принятии решений.

Теневые политические процессы – это скрытые действия госучреждений, особенно с секретными функциями. К теневому процессу относится и деятельность публично неоформленных институтов и центров власти.

2) по устойчивости

стабильные

нестабильные

Политические процессы обычно протекают в стадии 4-х режимов:

1) конструирование – в этом режиме присущие к власти силы создают отвечающие их интересам политические системы, достигают общественного согласия по базовым ценностям в обществе, принимая конституцию, в которой это закрепляется

2) режим функционирования – этот режим не выводит политическую систему общества за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Политические процессы в этом режиме представляют собой воспроизводство структурами власти отношений между субъектами и объектами, общество разделяется традиционно, но новации отсутствуют

3) режим развития – в этом режиме структура политической власти выводит политику на новый уровень, в обществе проводятся реформы в различных сферах жизни

4) режим упадка и распада политического процесса - в этом режиме происходит преобладание центробежных тенденций над интеграциями, в эти условиях власть используется прежде всего для себя в собственных интересах, власть прекращает заботиться об общих интересах, в результате власть теряет способность управлять обществом, утрачивая стабильность и легитимность, создается кризисная ситуация, которая может завершиться революцией

В зависимости от характера общественных перемен различают политические процессы по типам:

1) революция

2) контрреволюция

3) реформа

4) восстание

5) бунт

6) мятеж

7) путч

8) политическая компания

9) прямое действие политики

Революция – коренное преобразование общественного порядка, создание новой политической системы общества, основанной на иных принципах. Насилие неизбежно.

Реформа – постепенное преобразование экономического и политического строя при сохранении его основ и власти правящей элиты.

24. Политическая деятельность, ее способы и виды.

Политическая деятельность — характеристика не только внутреннего механизма — мотивов, форм выражения, реакций, направленности действий и уровня их организации, но всего динамического аспекта политики. Ее важнейшими чертами служат:

— сосредоточение усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной общности, по словам видного русского правоведа и философа И. А. Ильина, «политическая деятельность есть именно солидарная деятельность во имя общей цели»;

— рассмотрение государства, политических институтов в качестве основных инструментов решения этих проблем;

— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Политическая деятельность неоднородна, здесь можно выделить несколько четких состояний.

Политическое отчуждение. Выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.

Политическая пассивность — это такой вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует свои собственные интересы, не действует в качестве самостоятельной политической силы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Формой политической пассивности является конформизм.

Политическая активность. Ее критерием служит стремление и возможность, воздействуя или непосредственно используя политическую власть, реализовать свои интересы. Формой политически активной деятельности является, например, политическое движение, т.е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или же сознательную его защиту.

Характер политически активной деятельности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направлена, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения:

— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям, без четко фиксированной организационной структуры;

— объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

— растет число граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

— все больше людей склонны к независимой политизации, т.е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной политической силе, структуре, стремятся действовать независимо.

— Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма.

Политическая активность может быть направлена и на воссоздание отжившего, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений и структур. С другой стороны, позитивное отношение к переменам может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами собой.

25. Субъекты политической деятельности.

Политическая деятельность – это политическое поведение и политическое участие, выражающееся в совокупности поступков и действий, мотивированных политическими интересами. Действия субъектов политики могут быть различных типов: позитивные, негативные, творческие, стихийные, легальные, нелегальные, инерционные.

Например, революционные, нацеленные на радикальное изменение политической системы, или реформаторские, характеризующиеся постепенностью намечаемых преобразований с условием их радикальности и всесторонности.

26. Политическое участие: сущность и формы в обществе.

Та или иная степень вовлечнности граждан в ПП называется политическим участием.

Понимание необходимости такого участия рассматривается по-разному:

В рамках марксистской философии считается, что все граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

Другая точка зрения состоит в том, что достаточно привлекать людей к голосованию за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.

Иногда формы политического участия классифицируются:

совершенно пассивная

только в выборах представительных органов власти

вовлеченность в решения местных политических проблем

активное участие в предвыборных компаниях

политические активисты

политическая активность как профессия

Также выделяют масштабное локальное, интенсивное вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия:

выборы

референдумы

политический протест