30. Выборы и избирательное право.
Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве может осуществляться только через выборных представителей. Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные, муниципальные, выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Избирательная система в широком смысле слова – порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах. Избирательная система – составная часть политической системы. Она в свою очередь подразделяется на структурные компоненты: 1. избирательное право – теоретико-юридический компонент; 2. избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный; 3. избирательная система в узком смысле слова – подсчет голосов.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Выборы можно классифицировать согласно принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое развитие той или иной страны. Согласно такой классификации выборы могут быть: всеобщими – ограниченными (цензовые), равными – неравными, прямыми – косвенными (многостепенными), с тайным или с открытым голосованием. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.
31. Типы избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь.
1.Общая характеристика избирательных систем.
2.Мажоритарная избирательная система.
3.Пропорциональная избирательная система.
4.Смешанная избирательная система.
Под избирательной системой принято понимать существующие способы определения результатов выборов по данным голосования. Известны две основные системы определения результатов выборов – мажоритарная и пропорциональная. Существуют также различные модификации той и другой либо их комбинация, соединение, т.е. смешанная избирательная система.
Мажоритарная (фр. majorite – большинство) система имеет в своей основе принцип большинства: избранным считается кандидат или список кандидатов от партии, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Все остальные кандидаты или списки кандидатов от партий остаются не представленными в избираемом органе. В зависимости от того, какое это большинство – относительное, абсолютное или квалифицированное, – система имеет несколько разновидностей.
Мажоритарная система относительного большинства – это такой способ определения результатов голосования, при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Эта система проста и всегда результативна, так как кто-либо из кандидатов всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное преимущество данной системы – исключение второго тура голосования. При этой системе обычно не устанавливается и обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания простого большинства голосов, т.е. более половины общего их числа (50% голосов + один голос). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Достоинство данной системы состоит в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством принявших участие в голосовании избирателей, даже если это большинство составляло один голос. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в Беларуси, однако она имеет здесь некоторые особенности. Во втором туре голосования избранным считается тот из двух кандидатов, который получил большее число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Если на выборах президента Республики Беларусь ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, то во втором туре проводится голосование по двум кандидатам, получившим наибольше число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей.
Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, и распределение депутатских мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов за каждую партию. Это означает, что избиратели голосуют не за определенного кандидата, а за ту или иную партию, вернее – за ту или иную политическую программу. Пропорциональная система имеет две разновидности: 1) когда вся страна представляет собой единый избирательный округ – в этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; 2) когда страна делится на избирательные округа – в данном случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах. Пропорциональная избирательная система довольно широко распространена в современном мире.
Пропорциональная система, как и мажоритарная, имеет свои достоинства и недостатки. К ее достоинствам прежде всего относится то, что она обеспечивает представительство в органах власти даже для относительно мелких партий, выявляет реальную картину расстановки политических сил в стране, способствует развитию политического плюрализма и многопартийности. Однако же это обстоятельство может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия или партийная коалиция не будет иметь абсолютного большинства в парламенте. Задачу укрупнить партийные фракции в парламенте призван выполнять так называемый заградительный барьер. Суть этого положения заключается в том, что из распределения мандатов исключаются партии, не собравшие определенного процента голосов – например, 7% в России, 5% в Германии, 4% в Болгарии, Венгрии, Италии, 3% в Испании и т.д.
Смешанная избирательная система, которая тем или иным образом сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной системы, имеет своей целью соединить положительные стороны той и другой. В рамках смешанной системы определенная часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая же часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий. Как нам представляется, смешанная система из всех рассмотренных обладает наибольшими достоинствами.
- Вопросы по политологии к экзамену
- 3. Политическая мысль хiх в. В Западной Европе.
- 5. Основные направления политической мысли в России в хiх-хх вв.
- 6. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 7. Сущность и назначение политики. (конспект)
- 8. Политическая власть: сущность, функции, ресурсы.
- 9. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.
- 10. Понятие и структура политической системы общества.
- 12. Демократия: критерии и механизмы.
- 16. Понятие и сущность гражданского общества.
- Структура гражданского общества делится на сл. Сферы:
- 18. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества.
- 20. Политические партии: структура и функции.
- 27. Политические элиты: функции и типология. Номенклатура как социальное явление.
- 28. Факторы формирования политической элиты. Политическая элита белорусского общества.
- 29. Феномен лидерства. Основные типы политического лидерства.
- 30. Выборы и избирательное право.
- 32. Политическая идеология и политическая психология.
- Политическая психология
- 33. Политическая социализация личности.
- Уровни политической активности личности.
- Политическая социализация личности.
- Функции политической социализации личности.
- 34. Основные идеологические течения современности.
- 35. Политическая культура как цивилизационный феномен.
- 36. Типы и классификация политических культур г. Алмонда и с. Вербы.
- Три типа пол конфликтов:
- 39. Социальная политика Республики Беларусь.