logo
истлит XVIII--билеты 19, 25-30

19. Реформа русского стихосложения: в.К. Тредиаковский, м.В. Ломоносов.

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.

Поэзия XVI — начала XVII века строилась на силлабической основе, т.е. стихосложение, в котором поэты не обращали внимание на качество (ударность и безударность слогов), а следили только за равным числом слогов в рифмующихся стихах. Рифма в большинстве случаев была женская, унаследованная от польской поэзии, под влиянием которой и возникла русская силлабика. Главным недостатком силлабики была нечеткость проявления ритма, вследствие чего, как писал Тредиаковский, силлабические стихи «приличнее...назвать прозою, определенным числом идущею».

В 1735 году Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы (которую называл иамб), которая является единицей ритма; а на её основе — понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: «тот стих...совершенен и лучше, который состоит только из хореев...а тот весьма худ, который весь иамбы составляют». Ритм создается правильным чередованием ударных и безударных слогов, изредка осложняемым пиррихиями (=стопа, состоящая из двух безударных слогов) и спондеями (=стопа из двух ударных слогов). Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения путём введения постоянных ударений и цезуры (=ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей). В общем, Тредиаковский был приверженцем силлабо-тонической системы стихосложения, или, по его терминологии, «тонической». Следует сказать, что эту новую систему Тредиаковский не выдумал, не изобрел. Она уже существовала в ряде европейских литератур, в том числе в немецкой, с которой Тредиаковский был хорошо знаком.

«Новым способом» он предлагал писать только «длинные» — одиннадцати и тринадцатисложные стихи. Первые из них он называл по количеству двухсложных стоп «российским пентаметром», второй — «российским гексаметром». Более короткие стихи он оставлял силлабическими. Вслед за силлабистами Тредиаковский признает только женскую рифму и решительно отвергает мужскую и дактилическую, равно как и сочетание разного типа рифм. В пределах «тонической» системы он допускал только двусложные стопы, считая лучшей из них хорей, и полностью отрицал трехсложные стопы. Во втором издании своего трактата, помещенного в первом томе «Сочинений и переводов», изданных в 1752 году, Тредиаковский снял эти ограничения. Он распространил тонический принцип и на короткие стихи.

В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры.

С критикой стихосложения, предложенного Тредиаковским, выступил Ломоносов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он указал, что кроме хорея, в русской поэзии можно использовать ямб, а также трёхдольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест. Также Ломоносов оспорил утверждение Тредиаковского, согласно которому в стихе могут использоваться только женские рифмы, введя в русский стих мужские и дактилические рифмы.

В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, с тем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Тем не менее, один вопрос вызвал дальнейшее обсуждение:

Ломоносов считал, что ямбические размеры подходят для написания героических произведений, в частности, оды, а хорей «с природы нежность и приятность имеющий, должен составлять собой только элегический род стихотворения». Этого же мнения придерживался и Сумароков. Тредиаковский же считал, что размер сам по себе никаких эмоциональных оттенков не несет.

Этот спор нашёл следующее продолжение: спорившие поэты выпустили книгу «Три оды парафрастические псалма 143». В ней один и тот же псалом был переведён: Ломоносовым и Сумароковым — ямбом, а Тредиаковским — хореем.

+ лекция Ивинского от 27 сентября.