logo
shpory_politologia

2. Объект и предмет исследования пл.

ПЛ – это наука, изучающая полит. отношения, явления и процессы в развитии и непрерывном движении. ПЛ – наука о политике. Объектом ПЛ является полит. деятельность или полит. сфера жизни общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, взаимодействие политики с другими сферами жизнедеятельности общества. В самом общем виде политика есть область отношений между различными классами, нациями, социальными группами и слоями. Первооснова, суть полит. отношений – это власть. По поводу того, что является предметом изучения ПЛ существуют различные мнения. Но поскольку сфера политики имеет своим объектом власть, то главным для определения предмета ПЛ являются проблемы власти и отношений по поводу власти, причём речь идёт, прежде всего, о технологии достижения, организации и осуществления полит. власти. Таким образом, ПЛ изучает закономерности формирования полит. власти, формы и методы её функционирования и использования в государственно оформленном обществе. Можно сделать вывод, что предмет ПЛ – политика, особый мир политического, полит. власть; а объект – полит. сфера жизни общества.

3. Основные методы исследования в ПЛ. Метод исследования – это совокупность логических операций, которые позволяют раскрыть содержание предмета науки. В современной ПЛ используются различные методы исследования. Бихевиористский метод доминировал в первой трети ХХ ст. Он исследует политику с точки зрения поведения отдельных групп или лиц. Сравнительный метод выделился в самостоятельный крупный раздел полит. наук в 50-е годы ХХ ст. Он изучает политику и отдельные её элементы в сравнении. Структурно-функциональный метод возник в середине 50-х годов. Он изучает полит. явления с точки зрения их места и функции в полит. системе. Аналитический метод изучает полит. явления и процессы во всех их проявлениях и на основе полученного анализа делают выводы. С помощью исторического метода анализируются полит. явления и процессы во времени и пространстве. Смысл состоит в том, что любые полит. явления и процессы следует рассматривать в их конкретном историческом контексте. Кроме того, в ПЛ используются такие методы, как диалектический, системный, ценностно-нормативный и др.

4. Роль ПЛ в современном обществе. Политика неразрывно переплетена с историей чело­вечества и является ее составной частью с того момента, когда человечество вышло из рамок своего первобыт­ного состояния. Каждый отдельно взятый человек в той или другой форме имеет дело с политическими явлени­ями. Именно этим универсальным ее значением объяс­няется интерес к политике. Становление политологии как самостоятельной от­расли знания было обусловлено глубокими экономиче­скими, социальными, духовными изменениями общества, радикально пре­образившими в короткие исторические сроки и само общество и мир отдельного человека. Актуальность ПЛ в современном обществе характеризуется функциями этой дисциплины: теоретико-познавательная, предполагает изучение, толкование и анализ знаний о полит. явлениях; методологическая, охватывает способы, методы и принципы теоретического изучения политики и их практическое применение в жизни; мировоззренческая, обуславливает формирование и утверждение ценностей, идеалов, норм поведения и культуры; прогностическая, состоит в прогнозировании путей дальнейшего развития полит. жизни общества и её отдельных сфер; интегративная, проявляется в сфере сознания и способствует объединению либо разъединению людей вокруг какой-то идеи; прикладная, предусматривает разработку практических рекомендаций конкретным политикам по поводу принятия того или иного решения.

5. Основные этапы становления и развития полит. мысли. В эпоху родоплеменного строя, когда люди жили малыми популяциями и не знали развитого разделения труда, для поддержания общественного порядка было достаточно обычая. Порядок на основе обычая означает неполитический образ жизни. Однако человечество развивалось, следовательно должна была развиваться полит. мысль. Полит. учения начинают зарождаться вместе с изменениями в обществе и формированием государства. Сначала они носили мифологический характер. С 7-го века до н. э. начинается выделение полит. взглядов в самостоятельную отрасль человеческого знания. Полит. взгляды приобретают рационально-логические черты. Основные этапы развития полит. мысли: эпоха Античности, эпоха Возрождения и эпоха Нового времени. Определённые черты полит. мысль общества приобрела после появления науки о политике. У людей сформировались полит. взгляды, они начали интересоваться политикой своего государства более углублённо. Современная полит. мысль весьма многообразна. В основном она направляет свой взор на проблемы улучшения качества жизни граждан, их участия в решении государственных вопросов, а также на проблему повышения эффективности гос. Власти. Отдельное направление составляют научные разработки в области международной политики, связанные с появлением общемировых полит. структур, транснациональных корпораций и терроризма.

6. Политические учения Античности. Античный тип политики решает следующую задачу: не просто подчинить цивилизованное общество единой норме и авторитету, а сделать подобное подчинение добровольным и сознательным. Античность приносит новую форму общественного устройства – полис. В этих городах-полисах формируется особый принцип жизни – принцип гражданского согласия. Жители формируют своё «мы» (коллективное сознание), которое образуется не на основе слепого подчинения воле правителя, а сознанием своей взаимопричастности ко всему, что происходит в полисе. Граждане здесь понимают, что все решения – это не воля повелителя, а их собственное решение. Аристотель выдвигает идею человека как существа политического. В его понимании существовать политически значит непрерывно участвовать в процессе принятия решений, что является по своей сути производством общественного блага. Участие в политике было особым видом добродетели. Аристотель делил все формы правления на две группы: правильные и неправильные. Правильные отдают предпочтение общественным интересам (монархия, аристократия, полития), неправильные – личным интересам (тирания, деспотия, олигархия, охлократия, демократия). Полития – это общественное устройство, которое полностью повторяет собой устройство города-полиса. Здесь все решения принимаются на совете, меньшинство подчиняется большинству, каждый имел право высказать собственное мнение и быть выслушанным. Платон идеальной формой государства считал монархию. По его мнению, она ближе героической эпохе военной демократии, при ней легче достигается дисциплина. В монархическом государстве известно, кто в стране хозяин, кто за что отвечает.

7. Политические идеи эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – это время воскрешения духовного наследия античного мира, выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья. Главный лейтмотив этого времени – гуманизм, культ человека, его достоинства, его красоты. Основная направленность учений идеологов Возрождения – разработка проблемы освобождения индивида от оков феодализма. Своеобразие и величие многих идей Возрождения заключается в том, что они, не будучи ещё отягощены буржуазным интересом периода первоначального накопления, были открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей. Представителем эпохи Возрождения стал итальянец Н. Макиавелли. Два главных произведения М. написаны с совершенно противоположных полит. позиций. «История Флоренции» - с позиции республиканца, а «Государь» - с позиции тирана. В «Государе» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства и в политике все средства хороши. Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. М. отрывает политику от морали и рассматривает её технологически. Технологический подход к политике означает, что критерий эффективности выше человеческих критериев. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

8. Политические идеи исследователей Нового времени (Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье). Новое время ставит вопрос об эффективности управления государством, взаимоотношений между государством и людьми, в это время формируется идея гражданского общества. Наблюдается тесная связь между политикой и экономикой. Полит. взгляды Ж.Ж. Руссо отличались ярко выраженным плебейским демократизмом. В историю полит. мысли он вошёл как автор теории «общественного договора», в центре которой – проблема личности и государства. Он исходит из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он называл золотым веком. Неравенство развивается вместе с обществом. Появление частной собственности стало первым этапом на пути к появлению полит. неравенства. Второй ступенью неравенства было установление гос. власти. Выход же он видел в общественном договоре. Согласно договору каждый человек отдаёт свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится её участником. Суверенитет принадлежит народу. Ш. Монтескье является основоположником идеи необходимости дополнять разделение властей системой сдержек и противовесов. Эта система предполагает наличие у каждой из ветвей власти набора инструментов (процедур), с помощью которых она может влиять на деятельность других ветвей власти. Кроме системы сдержек и противовесов Монтескье является одним из идеологов менталитета («дух законов»). Монтескье первым указал на необходимость учитывать в политие социально-психологические особенности народа, которые называет «духом законов», а в современной науке это называется менталитетом. На «дух законов» влияет географическое положение страны, густота населения, эконом. уровень развития страны, вероисповедание.

9. Политические идеи утопического социализма. Об избавлении от оков частной собственности человечество начало мечтать с момента ее появления. Желанный «золотой век» оно видело в прошлом. Пер­вые утопические идеи связаны с именами Евгемера, Платона и др. Концептуаль­ное оформление произошло уже в XVI веке в работах Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца»). И хотя авторы не знали о существовании друг друга (первый был лорд-канцлером Англии, а второй - итальянским монахом, который почти 30 лет провел в темнице), картина будущего, нарисованная в их работах, во многом совпадает. Прежде всего - это республиканский строй и общественная собственность. В «Утопии», например, все произведенное (производство, по сути, шло в рамках семьи) сдавали на общественные склады, а уже оттуда выдавали всем одинако­вое одеяние сроком на два года. Трапезы проходили в общих столовых. Люди попеременно занимались ремеслом и сельским хозяйством, рабочий день не пре­вышал 4 часов. Можно сказать, что утопический социализм был ложен в экономическом смыс­ле, ибо это было равенство в бедности, но истинен во всемирно-историческом, так как выражал вековую мечту человечества. И по этой причине он неизбежно «обречен» на возрождение. Дос­тичь полного социального равенства невозможно, это вне всякого сомнения. Но только стремясь к нему, можно смягчить социальное неравенство. К.Ясперс го­ворил, что абсолютно правильного миропорядка не существует. Это задача, кото­рая не имеет своего завершения. Но, как заметил, М.Вебер, только стремясь к недостижимому, люди достигают чего-либо реального. Ламартин в свое время заметил, что бывают утопии абсолютные и относи­тельные. Абсолютные — недостижимы в принципе. А относительные утопии – это зачастую реальность завтрашнего дня

.

10. Развитие политической мысли в Украине. Истоки украинской политической мысли уходят в глубокую древность. Рож­денные из родоплеменного строя, они воплотились в государственном строе Ки­евской Руси, ее обычаях и нраве. Создание Казацкой республики (XVI в.), а затем и государства во главе с Д. Вишневецким (Байдой) отразилось на содержании политических идей. Уже на­чиная с первого атамана Запорожской Сечи все яснее вырисовывается главная цель — восстановление самостоятельности страны. Конституция Ф.Орлика (1710г.) была проникнута демократическим духом, что ставит ее в один ряд с интереснейшими памятниками политической мысли того времени не только Украины, но и всей Европы. В XVIII в. демократические традиции украинской политической мысли про­должил Г. Сковорода. Он резко критиковал современный общественный строй, отрицательно отно­сился к царям, боролся за интересы угнетенного простого народа, гневно отзы­вался о богачах, клеймил их паразитизм и тунеядство. Г. Сковорода мечтал о таком общественном строе, о таком обществе, в котором не будет вражды и раздора, где основой объединения людей будет «сродный труд». Громадную роль в развитии национального самосознания украинского наро­да сыграл Т.Г. Шевченко. Одно из центральных мест в политических воззрениях Т.Г. Шевченко зани­мала проблема освобождения крестьян. Он считал, что подлинное освобожде­ние крестьян возможно только в результате народной революции. Значительное место в развитии украинской политической мысли занимает И. Франко, яркий выразитель интересов народных масс Га­лиции. Франко смотрел далеко вперед и понимал, к чему может привес­ти жесткая регламентация жизни при социализме. Идея революционного преобразования общества занимает главное место в его творчестве. В становлении и развитии украинской политологии особое место занимает выдающийся ученый, политический и общественный деятель М.П. Драгоманов. Политическая программа Драгоманова построена на следующих осно­ваниях: создание конституционного строя; проведение широких политических реформ; освободительная борьба должна вестись лишь просветительскими средства­ ми, а культура должна стать основой функционирования будущей республики; европеизм — Драгоманов считал, что источником прогресса для Украины является ее связь с Западной Европой и что исторический процесс в России прой­ дет такой же политический путь, как и в Западной Европе; идея федерации и «гражданского социализма» — решающее условие пере­стройки царской империи на автономных началах. М.С. Грушевского не без основания можно считать одной из наиболее трагических фигур первой трети прошлого столетия. В основе социально-политической программы Грушевского две основные мысли — идея народническая и идея независимости Украины. Он неоднократно подчеркивал превосходство интересов народа, общества над интересами государства. По его мнению, именно крестьянство является носителем демократических традиций, носителем национальной культуры. Его политическим идеалом была полная независимость Украины. В целом в развитии украинской политологии выделяют следующие направ­ления: народническое (М. Грушевский, Р.Лащенко, С.Шелухин); консервативное (В.Липинский, С.Томашевский, В.Кучабский); национал-государственное (С.Днистрянский, В.Старосольский, С.Рудницкий). Нынешний этап развития украинской политологии начался с 90-х годов, со времени провозглашения независимого украинского государства в результате все­народного референдума 1 декабря 1991 года. Эту работу возглавляет Институт государства и права и Институт политических и этнонациональных отношений (АН Украины).

11.Политика как особенная сфера жизнедеятельности общества. Термин «политика» ввёл Аристотель. По его мнению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни. По мнению Макиавелли, политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её. О. Бисмарк, политика – это искусство возможного. В.И. Ленин, политика – это концентрированное выражение экономики. Бальцерович, политика есть концентрированная помеха экономике. С современной точки зрения, бизнес (экономика) – концентрированная помеха политике. Политологические объяснения сущности политики: 1) политика – это отношения по поводу власти между различными социальными группами, стремящимися к власти; 2) политика – это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнообразных интересов и формирующий на их основе один общий интерес; 3) политика – особый вид деятельности элит и лидеров по управлению общественными процессами. Характерные черты политики: связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности: мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но и действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов; любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для решения проблем всего общества; связь с действиями и интересами больших масс людей; властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий. Роль политики в современном обществе обусловлена её универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые стороны жизни, элементы общества, события, отношения, начиная с масштабов государства и кончая жизнью отдельного человека.

12. Политика и мораль. По поводу взаимодействия политики и морали в полит. мысли сложились три направления: 1) политика – это продолжение морали, а правители долны быть честными, добрыми и гуманными. (Аристотель). 2) отрицает связь политики и морали, в политике все средства хороши, если благородна цель. (Макиавелли). 3) попытка уравновесить политику и мораль, они предлагают следовать принципу наименьшего зла. (Джефферсон). Соотношение политики и морали — одна из наибо­лее сложных проблем как для теории, так и для поли­тической практики. Платон считал, деятельность государства, правителей должна опре­деляться стремлением к социальной справедливости, к достижению общего блага. Средневековая мысль также говорит о соподчинении морали и политики (Августин, М.Лютер). Представители Нового времени считали политику и мораль понятиями несовместимыми. Сегодня политику и мораль пытаются уравновесить. Политическая практика свидетель­ствует: нравственность политики и политиков прямо пропорциональна нравственному состоянию общества.

13. Политическая власть: происхождение, сущность, функции. Власть - принуждение к повиновению; способность субъекта заставить объект поступать вопреки собственной воле; способность навязывать свою волю другим. Как и близкие отношения влияния и управления, властное отношение является парным (субъект - объект) и вертикальным (неравенство сторон по амбициям и обладаемыми ресурсам является существенным). Политическая власть – это высшая форма власти, созданная человеком с целью организации совместной жизни и обеспечения безопасности. Она характеризуется способностью определённого класса, группы или отдельного индивида проводить свою волю по средствам политики правовых норм. Виды полит. власти: публичная, государственная, власть местного самоуправления, власть полит. организаций, партий, движений. Политическая власть возникает вместе с возникновением политической системы общества. Политическая власть имеет признаки как общие, относящиеся к любой власти, так и специфические. Специфические свойства политической власти: Легальность - свойство политической власти преподносить свои решения в виде законов, в случае правового государства равных для всех. Верховенство над остальными - также может быть названо как суверенитет; выражается в монополии на использование насилия. Публичность - решения опубликовываются, транслируются, доводятся до масс. Системность - обладающие политической властью организации объединяются в политическую систему. Имея монополию на насилие, они должны координировать свои шаги. Многообразие ресурсов - политической власти недостаточно иметь один ресурс в большом количестве, необходимо обладать практически всеми. Обладание одним ресурсом не компенсирует необладание другим. Эффективность политической власти - это её результативность, способность достигать поставленной цели (независимо от её положительности или отрицательности) с наименьшими затратами. Затратами выступают ушедшие на достижение цели властные ресурсы, к которым добавляется ещё один, пожалуй, самый важный, временной. Если власть - умение добиваться от подчинённых выполнения поставленной цели, то эффективность - насколько быстро и дёшево удалось это сделать.

14. Власть и основные способы её реализации. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определённое влияние на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права, а также насилия и принуждения. В ПЛ власть – это всегда набор действий; это процесс, в который вовлечены несколько субъектов и который занимает определённое место в пространстве и времени. Для реализации полит. власти необходимо: разделение общества на управленцев и подчинённых; развитой механизм принуждения и насилия. Кратология – это наука в составе полит. дисциплин, которая изучает проблему завоевания, удержания и передачи власти. Механизм реализации полит. власти по Е. Вятру: а) наличие во властных отношениях хотя бы 2-х участников; б) волеизъявление правителя осуществлялось в виде какого-то действия, которое обязательно должно предусматривать санкции за неповиновение; в) обязательное повиновение тому, кто осуществляет правление; г) наличие специальных норм, которые закрепляют право одного издавать законы, а других им подчиняться.

15. Легитимность политической власти. Одним из важнейших свойств, характеризующих полит.власть, является ее легитимность (термин «легитимизм» возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают Л власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и Л как определенное состояние власти, когда граждане добровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее законам. Легитимность в ПЛ понятие социально-психологическое, характеризующее внутренние основания для оправдания полит. господства. Легитимность власти означает убеждённость людей в том, что власть имеет право принимать решения обязательные для исполнения, а люди добровольно готовы следовать этим решениям. Власти при этом нет никакой надобности прибегать к насилию.

16. Типы легитимности политической власти. Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ. Классификацию легитимности власти даёт Вебер:

1. Традиционная - основана на мотиве подчинения "привычка", является наиболее прочной; такую легитимность практически не нужно захватывать. Она типична для традиционного общества, где между элитой и массами существует большая дистанция взаимодействия. В современном обществе такая легитимность встречается эпизодами; один из таких интересных случаев присутствует в парламентских монархиях, где монарх, сам политику не делая, как носитель традиции воспроизводит традиционную легитимность, которая распространяется и на другие становится устойчивой.

2 Харизматическая - основана на мотиве подчинения "вера". Так как вера относится к чувствам, то данная легитимность наименее устойчива; лидеру приходится постоянно внушать, что он обладает сверхспособностями (свойство внушать это и называется харизмой). Харизматическая легитимность становится распространённой в массовом обществе со "сломанными перегородками", когда пространственная дистанция между элитой и массами уже минимальна, а социокультурная - ещё огромная. Также такое происходит в периоды кризисов и трансформаций, когда происходит деформация политических ожиданий.

3. Легальная (рациональная) основана на мотиве подчинения "выгода", на рационально понятом интересе. Вообще неустойчива, так как интересы индивидуальны и динамичны, но всё же устойчивее харизматической, так как имеет логичный мотив. Построена на политическом участии. При ней фигура субъекта не имеет значения; важен образ его действия. Власть обезличивается. Легитимность политической власти - её признанность объектом в качестве нормальной и справедливой. Именно с понятиями нормальности и справедливости возникают проблемы у нашей власти.

17. Политическая система современного общества. Политическая система общества - это

упорядоченность, на основе права и иных социальных норм, таких институтов, гак государа венные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Структура политической системы. Компоненты политической системы: 1) Институциональный компонент - это государство и все его органы, политические партии, общественные организации, церковь, СМИ - политическая организация общества. 2) Нормативно — регулятивный компонент подсистемы: политические и правовые нормы, уставы и программы партий, политические традиции. 3) Функциональный компонент - он выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах. 4) Информационно - коммуникативный компонент - он охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими и экономическими подсистемами. 5) Компонент политического сознания - идеология, политическая психология, которая в каждой политической системе - индивидуальнз.Функции политической системы: 1) Функция властной спецификации - это установление и детализация целей самой системы. 2) Ф)нкция интеграции различных политических элементов в целом. 3) Функция сохранения и адаптации политической системы. 4) Функция взаимосвязи и взаимодействия с экономической и социально - политической средой. 5) Функция поддержания постоянных сбалансированных отношений между политической системой и окружающим миром.

18. Государство как политический институт. Государство — это форма общежития граждан, использующих полит. устройство и подчиняющихся власти закона. Государство — это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех егограждан.

Основные характеристики (признаки) государства:

1) Суверенитет, т.е. независимость во внешних и верховенство во внутренних делах;

2) наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения);

3) наличие определенного юридического порядка (наличие права);

4) относительное постоянство;

5) монопольное право на использование насилия (принуждения);

6) публичная власть;

7) территория;

8) гос. символика;

9)денежная единица;

10)дипломатические связи.

Функции государства:

Внутренние: законодательная, правоохранительная, ведение экономики и хозяйства страны, социальная защита населения, культурно-воспитательная, экологическая Внешние: оборонная, дипломатическая, международного сотрудничества.

19. Основные концепции происхождения государства. Государство — это форма общежития граждан, использующих полит. устройство и подчиняющихся власти закона. Основные концепции происхождения государства: 1) патриархальная (Фильмер), согласно этой теории государство – это большая семья, во главе которой отец (царь-батюшка) и он обязан заботиться о своих детях; 2) теократическая (Аквинский), вся власть от Бога, а государство является необходимостью, заложенной в наши сердца Богом, церковь главнее государства, поскольку божьи законы выше законов государства; 3) теория завоевания, теория насилия (Оппергеймер), объясняла процесс возникновения государства, как следствие победы сильного над слабым, государство здесь выступает как орган по управлению побеждёнными; 4) договорная (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс), объясняет происхождение государства как результат сознательно заключённого между людьми договора; 5) классовая, марксистская (Маркс, Ленин), объясняет появление государства в результате формирования основных классов в обществе, каждый из которых имеет свои интересы, экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения себе неимущих, таким образом, государство – это орудие защиты интересов господствующего класса; 6) этическая (Гегель, Кант), рассматривает государство как воплощение моральных идей и всеобщего закона; 7) психологическая (Ковалевский), пытается объяснить происхождение и существование государства исходя из психологических факторов, выдающиеся личности являются творцами государства благодаря своему гипнотическому влиянию на жаждущую чужого руководства толпу.

20.Формы государственного правления. Форма гос. правления – это организация верховной гос. власти, порядок создания её органов, а также характер их взаимодействия с населением. Монархия (от греч. — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Различают неограниченные (абсолютные), ограниченные (конституционные) монархии и теократические монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Сохранились главным образом в Азии (Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар). При султанах и эмирах имеются иногда совещательные органы, т н. квазипарламенты, но с очень ограниченными возможностями. Конституционная монархия характеризуется ограничением власти монарха парламентом. В зависимости от степени ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При теократической монархии политическая и духовная власть находится в руках церкви. Республика (от лат. дело и общественный) — это форма правления при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Парламентская республика характеризуется формированием правительства на парламентской основе и его ответственностью перед парламентом. Отличие между смешанными формами правления состоит в том, кто назначает премьер-министра. Если парламент, то это будет парламентско-президентская, если президент – президентско-парламентская.

21. Монархия как форма государственного правления. Монархия (от греч. единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единол!гчного главы государства — монарха. Различают неограниченные (абсолютные), ограниченные (конституционные) монархии и теократические монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Сохранились главным образом в Азии (Саудовская Аравия, Бруней. Оман, Катар). При султанах и эмирах имеются иногда совещательные органы, т.н. квазипарламенты, но с очень ограниченными. Конституционная монархия характеризуется ограничением власти монарха парламентом. В зависимости от степени ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым «монарх царствует, но не правит». Такая монархия в Великобритании, Швеции,. Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах. При теократической монархии политическая и духовная власть находится в руках церкви.

22. Республика как форма государственного правления. Республика (от лат. дело и общественный) — это форма правления при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямим голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков, Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, нор и президент не вправе распустить парламент. Классический пример президентской республики — США, где и была впервые введена эта форма правления. Президентская республика преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Парламентская республика характеризуется формированием правительства на парламентской основе и его ответственностью перед парламентом. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Реально первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр, канцлер). Президент же фактически занимает более скромное место и выполняет главным образом представительские функции. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция. Израиль, Греция и др. Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта ответственность правительства и перед парламентом, и перед президентом. Смешанная республика существует во Франции, Финляндии, Португалии.

29. Федерация как форма территориально-административного устройства. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных единиц в единое союзное государство, в котором вошедшие в него единицы сохраняют часть своих полномочий и называются субъектами федерации. Субъекты федерации могут выделяться по 3-ём принципам: 1) по территориальному (США); 2) по национальному (Индия); 3) смешанный (Россия). В таких государствах основные полномочия в области обеспечения жизнедеятельности людей сосредоточены в субъектах федерации. Каждый из них имеет свои органы власти, конституцию, законы, иногда кардинально отличающиеся от законодательства других субъектов федерации. У центра остаются лишь внешняя политика, армия и денежная единица. Главное отличие федерации состоит в том, что входящие в неё субъекты не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава государства. Три случая, когда рекомендуется вводить федеративное устройство: обширная территория; в многонациональных государствах; когда необходимо урезать власть центра.

30. Правовое государство: пути становления, принципы организации. В первой трети ХIX в.

полит. науку вводится термин правовое государство. Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство, заставить его уважать законы и права человека. Это тип государства, основными чертами которого является верховенство закона во всех сферах жизни. Т.е. правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа. Основные характеристики и правового государства: равенство всех перед законом; верховенство представительных органов власти; разделение властей, эффективная система сдержек и противовесов; гарантия прав и свобод человека; свобода вступления и деятельности общественных организаций и полит. партий; контроль государственной власти со стоны рядовых граждан. Появление правовой государственности стало возможным прежде всего в следствии вызревания гражданского общества.

23. Парламентская республика. При этой форме правления провозглашается верховенство парламента. Парламент формирует правительство, которое возглавляет лидер той партии, которая имеет большинство в парламенте. Глава государства, как правило, избирается парламентом. Любые действия Президента, вплоть до роспуска правительства и вето, возможные лишь при согласии парламента. Итак, провозглашается верховенство парламента, который фактически работает под жестким контролем правительства. Парламентские республики существуют в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции и некоторых других странах. Термин «парламент» как название употребляется в 40 государствах; «народные (национальные) собрание» — в 37; «конгресс» — в 16; «национальная (народная) ассамблея» — в 15; «государственное собрание» — в 14. В ряде государств названия вышестоящих органов народного представительства индивидуальные:», «сейм», «сенат» и т.п..

,

24. Президентская республика и её основные признаки. Президентская республика возникла в США на основании Конституции 1787 года. При такой форме правления президент наделён полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Функции разных ветвей власти четко разделено. Президент, который избирается внепарламентским путем, формирует правительство. Он не имеет права распускать парламент. Система вышестоящих органов государственной власти США действует на основе принципа сдержек и противовесов, согласно которым Президент, Конгресс и Верховный суд наделяются такими полномочиями, которые дают им возможность влиять один на один. Президент США - глава исполнительной власти, он формирует правительство - с участием конгресса. Вместе с тем Конгресс является носителем законодательной власти, но Президент относительно законопроектов имеет право вето, для преодоления которого необходимое квалифицированное большинство обеих палат Конгресса. Кроме того, в США широко развитая независимая судебная власть.

25. Смешанные формы республик. Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта ответственность правительства и перед парламентом, и перед президентом. Смешанная республика существует во Франции, Финляндии, Португалии. Типичным примером смешанного правления есть Франция. Конституция 1953 года, сохранив определенные атрибуты парламентаризма, фактически оформила установления режима личной власти. Центральной фигурой в системе вышестоящих органов государственной власти Франции есть Президент, который с 1962 года избирается прямыми выборами. Правительство формируется Президентом и ответственно лишь перед ним. Президент председательствует в Совете министров, а премьер - в Кабинете министров, который лишь готовит решение для Совета министров. Президент, имея право распускать парламент, наделяется фактически большей властью, чем глава президентской республики.

26. Формы парламентской демократии в современную эпоху. Становление современной парламентской демократии процесс длительный и сложный. Начинался он на площадях Древней Греции, куда для решения об­щих дел собиралось все взрослое население полиса и пригородов. За свою историю демократия знала такие формы: 1) прямая, непосредственная демократия: первобытнообщинная, военно- племенная (у древних германцев, славян). Формы прямой демократии знало и средневековье: на Западе - Женева, Венеция, Флоренция; в России - Новгород и Псков; в Украине - Запорожская Сечь. 2) парламентская, представительная, которая установилась в конце XIX века. В структурном отношении различают однопалатный и двухпалатный парла­мент. Впервые двухпалатность была узаконена в Конституции США 1787г., хотя корни гораздо глубже. Поначалу в двухпалатности усматривали действие прин­ципа «раздельного представительства». Во Франции в конце ХУШ в. Генераль­ные штаты состояли из трех секций - дворянства, духовенства и третьего сосло­вия. Теперь сословные парламенты почти не встречаются, а вот в условиях фе­деративного государства наличие двух палат позволяет субъектам федерации вли­ять на политику союзного государства. Само существование различных палат (а есть они и в унитарных государствах), вызывая между ними разногласия и спо­ры, способствуют рождению политической истины.

27.Формы государственного территориально-административного устройства. Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного государства, а также механизм взаимосвязи между составными частями государства, а также между ними и центром. Различают простые и сложные формы гос. устройства: простые: унитарные; сложные: федерация, конфедерация и империя. Унитарное государство – это единое государство, которое состоит из административно-территориальных единиц (областей), которые не имеют полит. самостоятельности и статуса гос. образования. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных единиц в единое союзное государство, в котором вошедшие в него единицы сохраняют часть своих полномочий и называются субъектами федерации. Конфедерация – это союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики во имя единой цели (эконом., военной). Империя используется для обозначения полит. системы, охватывающей большие территории, как правило, полученные в результате территориальной экспансии. Отношения между центром империи и территориями строится по принципу: центр – периферия.

28. Особенности унитарного государства. Унитарное государство – это единое государство, которое состоит из административно-территориальных единиц (областей), которые не имеют полит. самостоятельности и статуса гос. образования. Такое государство характеризуется высокой концентрацией власти в центре (столице) с небольшим объёмом полномочий у административных единиц. Характерными особенностями унитарной формы организации государства есть: единые Конституция, система органов государственной власти, гражданство, судебная система, низменность территории на административно-территориальные единицы. Унитаризм предусматривает централизацию всего государственного аппарата, прямой контроль над местными органами власти. К унитарным государствам принадлежат Украина, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Япония и т.п. В некоторых унитарных гос. допускается существование автономии, у которой имеется больший объём полномочий, чем у других единиц, у них есть своя власть и даже может быть своя конституция. Законы этих автономий и деятельность органов власти не противоречат основному законодательству страны.

29. Федерация как форма территориально-административного устройства. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных единиц в единое союзное государство, в котором вошедшие в него единицы сохраняют часть своих полномочий и называются субъектами федерации. Субъекты федерации могут выделяться по 3-ём принципам: 1) по территориальному (США); 2) по национальному (Индия); 3) смешанный (Россия). В таких государствах основные полномочия в области обеспечения жизнедеятельности людей сосредоточены в субъектах федерации. Каждый из них имеет свои органы власти, конституцию, законы, иногда кардинально отличающиеся от законодательства других субъектов федерации. У центра остаются лишь внешняя политика, армия и денежная единица. Главное отличие федерации состоит в том, что входящие в неё субъекты не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава государства. Три случая, когда рекомендуется вводить федеративное устройство: обширная территория; в многонациональных государствах; когда необходимо урезать власть центра.

30. Правовое государство: пути становления, принципы организации. В первой трети ХIX в. полит. науку вводится термин правовое государство. Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство, заставить его уважать законы и права человека. Это тип государства, основными чертами которого является верховенство закона во всех сферах жизни. Т.е. правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа. Основные характеристики и правового государства: равенство всех перед законом; верховенство представительных органов власти; разделение властей, эффективная система сдержек и противовесов; гарантия прав и свобод человека; свобода вступления и деятельности общественных организаций и полит. партий; контроль государственной власти со стоны рядовых граждан. Появление правовой государственности стало возможным прежде всего в следствии вызревания гражданского общества.

31. Гражданское общество: сущность, исторический опыт развития. Гражданское общество – это общество граждан с высоким уровнем эконом., соц., культ., полит. качеств, которые совместно с государством образуют отношения по поводу представления и защиты основных прав и свобод человека.

Причины возникновения гражданского общества: Первая причина связана с частной собственностью. Именно частная собственность во всем разнообразии её конкретных форм делает существование гражд общества необходимым. Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике, в кот в одиночку выжить труднее. Третья причина связана с тем, что гос-во призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Они многочисленны и разнообразны. Различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы. Основная функция гражд общества - наиболее полное удовлетворение материальных, соц и духовных потребностей общества. Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на эк, соц-полит и духовную сферы. Цели объединений в эк сфере: защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий; всемерное содействие укреплению эк позиций (на внутреннем и внешнем рынках) предприятий, входящих в организации; организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного зак-ва и правил добросовестной конкуренции;

проведение в рамках объединения хоз и коммерческой деятельности (учреждение фондов); повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.

Соц-полит сфера гражд общества включает: общественно-полит организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, забастовки); органы общественного

самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негос СМИ.

Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.

32. Развитие гражданского общества в современном украинском обществе. Гражданское общество - это общество, которому присущий самоуправление свободных индивидов и добровольно созданных ими организаций. Ныне процессы формирования в Украине гражданского общества и создание независимого, демократического, социального и правового государства происходят параллельно. Ускорению этих процессов активно оказывает содействие политическая реформа, обновление политико-правовой базы нашего общества с учетом собственного и мирового опыта. Граждане, общественные организации и разнообразные политические институты Украины при этих условиях стараются эффективно использовать опыт передовых, демократических стран относительно защиты прав и свобод каждого человека. Для становлення гражданского общества в Украине необходимо создание инфраструктуры в виде независимых спонтанно созданных союзов и объединений, решающих те или иные проблемы населения. Украине предстоит долгий путь к гражданскому обществу. На этом пути необходимо реформировать государство, общество и самого гражданина. Как свидетельствует мировой политический опыт, именно из осознание каждым человеком мысли о своей самоценности, о способности и возможности своей работой построить достойную жизнь собственной семье и обществу в целом начинает процесс становления гражданского общества.