Сущность и понятие политической культуры
ПК- совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х – начале 60-х гг. XX столетия в русле западной политологической традиции.Американский теоретик Г. Алмонд, исследуя политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный, характеризовавший институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики, и ориентационный, выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе «познавательные» (представая как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), «эмоциональные» (выражающие чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения), а также «оценочные» (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты рценки политических явлений) аспекты. В совокупности эти ориентации и характеризуют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура. Идея политической культуры позволяла глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.Впоследствии , немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре Причем, несмотря на то, что практически всеми учеными политическая культура связывалась с наличием ценностной мотивации, верований, присущих национальному характеру идеалов и убеждений, вовлекающих человека в политическую жизнь, тем не менее для многих из них данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. И все же понятие политической культуры постепенно завоевало свое место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений. В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к сложившимся стандартам и формам взаимодействия с властью.Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. Политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила; познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки; оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам; установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях; поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры: мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам. Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты. Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом. три «чистых» типа политической культуры: парохиальный (патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности; подданнический с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан; партиципаторный, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими такой активности. На практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Учитывая различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической культуры. В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.
В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 8.Сущность демократии. Исторические типы демократии.
- 9.Современное понимание демократии.
- 14.Характеристика современного российского государства.
- 11.Государство — основной институт политической системы общества.
- 12.Формы правления государств.
- 13.Формы государственного устройства.
- 15.Правовое, социальное государство.
- 16.Политическая роль гражданского общества.
- 17.Политическая система и политические институты.
- 18.Понятие «политическая партия». Типология и функции политических партий.
- 19.Понятие «партийная система». Типология партийных систем.
- 20.Понятие «политическая элита», типология элит.
- 21.Политическое лидерство. Типология политических лидеров.
- 22.Понятие конфликта, его природа и сущность.
- 23.Структура политического конфликта. Основные этапы эволюции конфликта. Типология политических конфликтов.
- 24.Личность как объект и субъект политики.
- 25.Понятие политического участия. Формы политического участия.
- Сущность и понятие политической культуры
- 28.Политическое сознание
- 27.Специфика российской политической культуры.
- 29.Типология политического поведения
- 30.Избирательная система и избирательный процесс.
- 31.Понятие и функции политической идеологии.