logo
Политология

25. Государство и гражданское общество

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе); другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство; третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.

К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:

автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;

наличие свободных и самостоятельных граждан, как основных акторов политики;

многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;

способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций и др. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов;

отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии старше 14 лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в какой-нибудь общественной или благотворительной организации4. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;

ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;

многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:

инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;

укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);

формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог Ф. Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство"6.

Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.

В структурном плане оно будет включать в себя:

во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;

во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.

26. Политика - это специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно влиять на политику государства.

Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремится к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использования.

Несмотря на наличие обширной литературы, посвященной партиям, единства в понимании их сущности нет.

Признаки политической партии:

1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции определенного класса.

2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:

наличие у партии программы и устава;

наличие определенной структуры и иерархии;

наличие определенной партийной дисциплины.

3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.

4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.

Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий относят следующие:

1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.

2. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.

3. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.

4. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.

5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.

В состав политической системы входят:

1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества;

2. политические партии;

3. политические отношения;

4. политическое сознание и политическая культура.

27. Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий

По социальной направленности программы и деятельности

Социал-демократические;

либерально-демократические;

коммунистические;

классовые;

националистические;

расовые;

фашистские;

религиозные;

государственно-патриотические;

народные

По идейным основаниям деятельности

Доктринальные (защита своей идеологии);

прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий);

харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)

По методам выполнения программы

Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру политических действий

Реакционные;

консервативные;

умеренные;

радикальные;

экстремистские

По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике

Правящие;

оппозиционные (легальные,

полулегальные и нелегальные)

По месту в политическом спектре

Левые;

центристские;

правые

По стилю общениямежду партийными

лидерами и рядовыми членами

Демократические;

антидемократические

По организационной структуре

Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);

лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов);

авангардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства

Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);

массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного руководства

Коллективного руководства;

руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

личностного руководства;

консенсусного руководства

28. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих

выборах;

доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;

миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.

Выделяются партийные системы:

основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970–

1980-х годах);

с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;

основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

29. Происхождение и сущность политических партий

Само вовлечение в политическую жизнь более или менее широких слоёв населения создало принципиально новую ситуацию. При принятии и реализации политических решений надо учитывать интересы и мнения избирателей и формировать их. Эти мнения и эти интересы могли быть активно заявлены на политической арене только с помощью мощных и сильных организационных структур - партий.

И все же ведущая причина возникновения партий заключается в ином. Они появляются там и тогда, где и когда в обществе имеется минимум политической свободы, когда складывается независимое от государства гражданское общество. Партии живут лишь в атмосфере свободы. Без неё они чахнут, вырождаются и превращаются в бюрократические структуры. Согласно М. Веберу, партийные организации - детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины.

По своей природе партия - организация, не только отличающаяся от государства, но в той или иной степени ему оппозиционная. Если бы люди целиком соглашались с государственным курсом, были бы им удовлетворены, если бы государство полностью реализовывало интересы всех групп населения, нужды в партиях не было бы.

Что же такое современная политическая партия?

Политическая партия - организованная группа, объединяющая людей одних идеологических взглядов. Она выдвигает политические цели и стремится достичь их с помощью участия в органах власти. Ее признаки: она есть носитель идеологии, является организацией (с сильной или слабой структурой), её цель - завоевание и осуществление власти (как конкретная цель и как идеал), она старается обеспечить себе поддержку народа. Именно разноплановой зависимостью от поддержки населения настоящие партии отличаются от фиктивных. Последние создаются при авторитарных и тоталитарных режимах, и зависят не от гражданского общества, а от государства. Зависимость партии от избирателей можно рассматривать в качестве доминирующего фактора. Этот фактор определяет эволюцию партий, изменение их облика на протяжении длительного исторического периода.

При всех вариантах существующих структур, в партиях, так или иначе, можно выделить три элемента: рядовых членов партии, служащих бюрократического аппарата для повседневной работы и политиков, руководящих партией и участвующих в правительстве. "Базис" партии образуют партийные активисты и политики по профессии.

Кроме того, имеет место несколько организационных уровней между членами партии на местах и центральными органами партии. В партиях имеются секции для работы с молодежью, рабочими, женщинами, фермерами, студентами, интеллектуалами. Это суть рабочие рычаги партии для проведения выборов. Наконец, имеются околопартийные или околоправительственные организации и группы, поддерживающие партию, особенно в период выборных кампаний (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т. п.). Таковы важнейшие признаки современных партий.

Что же касается типа политической партии, то это понятие включает в себя наиболее существенные признаки определённой группы политических партий. Типология партий строится по разным критериям: по классовому составу и целям партии, по её происхождению, внутренней структуре, особенности выполняемых функций и т.п. В зависимости от критериев обобщения выделяют следующие типы политических партий: правящие и оппозиционные, массовые и кадровые, элитарные и популистские и т.д.

По словам М. Вебера, партия есть инструмент мобилизации избирателей посредством пропаганды и агитации. Но теперь функции партии фактически не сводятся к выборам должностных лиц в правительство. Они довольно многообразны.

Во-первых, партии формулируют, обосновывают и доводят до уровня государственной власти требования социальных групп и общностей, тем самым поддерживая связь между обществом и государством.

Во-вторых, рекрутирование новых членов, политическое образование и воспитание населения, информация, воздействие на общественное мнение, выдвижение политических идей и программ, стимулирование дискуссий и участие в них, суммирование и урегулирование интересов, стимулирование политической активности граждан, особенно во время выборов.

В-третьих, если партия побеждает на выборах, она организует повседневную деятельность представительных органов (в частности, парламента). Образцами партий, которые в одиночку или в коалиции становятся правящими, играют активную роль в деятельности органов власти, существенным образом влияют на их политику, могут служить Республиканская и Демократическая партии США, Лейбористская и Консервативная партии Великобритании, Социал-демократическая, Христианско-демократическая и другие партии Германии, Социал-демократическая и Народная партии Австрии, Социалистическая партия Франции и т. п.

Если же партия не побеждает, она может действовать как официальная оппозиция. При всех обстоятельствах партия стремится наблюдать за деятельностью правительства и воздействовать на него. В этом случае она есть такая же составная часть системы государственности, как и правительство.

Взаимоотношения между партиями и государством строятся на разных основаниях, в зависимости от типа и характера политического режима в стране. Добиваясь успеха, завоёвывая места в парламенте, формируя правительство, становясь правящими, партии частично утрачивают свою общественную природу и превращаются в один из элементов государства.

Примером может служить вопрос о финансировании партий. В современном обществе никакая более или менее массовая организация не может долго существовать и играть заметную роль в обществе, если она не имеет постоянных источников финансирования. Всякая значительная организация и её функционирование стоит денег.

Всё дело в том, кто эти деньги даёт, и в какой форме. Значительную часть расходов партий на выборные кампании оплачивает государство (например, в Германии). Это говорит о превращении партий в государственные учреждения. Партии являются элементом государственности, поскольку поставляют своих людей в государственные учреждения, влияют на деятельность органов власти и на их политическую линию. Государственное финансирование их есть другой аспект признания их фактического статуса. Но легальные источники явно недостаточны. Партии имеют возможность добывать средства другими, нелегальными путями, вынуждены идти на это и ничто не в состоянии остановить усиление этой объективной тенденции.

Превращение партии в правящую, особенно длительное нахождение её у власти, чревато опасными для партии (и общества) тенденциями сращивания государственной и партийной властей. В результате формируется государственно-партийный механизм, относительно независимый от общества и временами ему противостоящий, обслуживающий в первую очередь себя и связанные с правящими партиями кланы.

Наиболее явно издержки такого явления заметны в тех странах, где партийно-политическая элита доминирует над административной, правящие партии распределяют между собой "тёпленькие местечки" руководителей государственного сектора экономики. Партии в таких условиях превращаются в канал доступа к государственным средствам. Примером такого сращивания государства и партий можно назвать Италию, Францию, Германию, ряд стран СНГ, по которым прокатилась волна разоблачений партийных функционеров и государственных деятелей самого высокого ранга, замешанных в коррупции.

И суть дела здесь заключается в том, что партии и партийные функционеры стремятся занять официально то положение в обществе, какое они уже занимают в системе государственности фактически, то есть положение, идеальным образцом для которого было положение аппарата КПСС и партийных чиновников в системе советской государственности.

30. Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Основные черты современного общества - высокая степень организованности политической жизни. Люди участвуют в политической жизни посредствам определенных общественных объединений. Эти объединения возникают в силу естественной потребности человека соучаствовать в делах общества. В повседневной жизни они освобождают его от необходимости разрешить многие проблемы, позволяют человеку действовать более уверенно и эффективно.

Общественные движения можно определить как совместное стремление людей к реализации общей цели. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной не решенной проблемы. Это может быть угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д. С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой - появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выход на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.

Общественные движения следует отличить от общественных организаций. Общественные организации - это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках.

Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.

Динамика развития общественной организации берет свое начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую. Но не стоит конечно думать, что создание любой общественной организации - это прямой путь к бюрократизации и перерождению. Если в организации существует контроль рядовых членов над руководством, если соблюдается принцип выборности и сменяемости, если руководство действует гласно и открыто, она способна эффективно решать существующие проблемы.

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции:

- участвовать в образовании государственных структур;

- принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;

- представлять и защищать интересы граждан;

- осуществлять социальный контроль;

- формировать общественное мнение и т.д.

Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

31.Понятие элиты. Теории элит

Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни значительных по численности рядовых граждан. Это управляющее меньшинство именуется "элита".      Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.      При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие"властвующая элита": это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.

Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы.      Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость. Значительное влияние на формирование элитарных теорий оказали идеи Н. Макиавелли и Ф. Ницше. Но современное понимание проблемы складывается в конце XIX-начале XX вв. Возникновение элитарных концепций стало своеобразной реакцией на теории демократии и на марксистское учение о роли народных масс в истории. В первых элитарных теориях содержалась критика демократии. Показательной в этом плане является оценка демократии со стороны русского философа и историка Л.П. Карсавина. Он отмечал, что демократическое государство анархично: совершенно не управляет страной "народ" (демос), почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего - бюрократия, единственный постоянный элемент власти.      Ныне большинство политологов пытаются найти компромисс между элитизмом и принципами демократии, разрабатывая концепции демократического элитизма.

Г. Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами - высокое положение в обществе, военная сила, священный сан, богатство, происхождение (преимущество рождения, семейные связи), знания и опыт управления, монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, - это закон: "общество всегда управляется меньшинством"; "даже когда происходит смена власти, она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". Правящий класс подвержен изменениям в силу присущих ему двух тенденций: аристократической и демократической. Первая тенденция обнаруживается в стремлении элиты "закрыться" от остальной части общества, передать свои привилегии по наследству. Следствием этой тенденции становится вырождение элиты и общественный застой. Демократическая тенденция проявляется в обновлении правящего класса за счет активных представителей нижних слоев. По мнению ученого, сочетание двух тенденций позволяет обществу сохранить стабильность в управлении и его качественное обновление.      В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например инстинкта комбинаций, умения предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе, наряду с элитой, всегда существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Самый нижний слой общества составляет неэлита - те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной трансформации. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту. Известен тезис В. Парето, что история - "это кладбище аристократий". Подобный круговорот элит исследователь описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновление может осуществляться в двух формах: поступательной (выборы и кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.

Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются не в качествах людей, а в сущности самой организации: любая организованная система требует выделения руководящего аппарата и неизбежно воспроизводит олигархию. Выделение элитарных групп в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархизации". Сама элита, в понимании Михельса, - это активное меньшинство - стремится выйти из-под контроля граждан и подчиняет политику собственным интересам. Исследователь делает вывод, что демократия вряд ли осуществима, так как неизбежно превращается в олигархию.      Работы Г. Моска и Р. Михельса составили основу макиавеллистского подхода к анализу элиты. Для этого подхода характерно рассмотрение элиты как правящего класса безотносительно к моральным или иным качествам людей, входящих в ее состав. Основной акцент делается на роль элиты в обществе, на параметры групповой сплоченности (в частности, исследуется роль элитарного самосознания и соблюдения установленных "правил игры"), на механизмы функционирования (смена элиты, внитриэлитарная борьба).

В противоположность макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились и другие теоретические подходы к пониманию элиты (Аним. 1).      Сторонники ценностного подхода развивают идею В. Парето о том, что элиту составляют люди, обладающие особыми качествами. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного, обладающие особыми моральными и интеллектуальными качествами. Так, например, известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет главным качеством элиты считал наивысшее чувство ответственности, а французский социолог О. Конт - рациональность. Элита строится не на принципе "голубой крови", а по принципу результативности и выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей. Ценностного подхода придерживался и русский политический мыслитель И. Ильин. По его мнению, государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. Только духовно зрячий человек, писал Ильин, имеет основание и право принять на себя властное руководство общественной жизнью.      Но большинство современных политологов отдают предпочтение структурно-функциональному подходу в объяснении феномена политической элиты. С этой точки зрения, элита располагается на вершине общественной пирамиды в силу важности функций управления. При этом признается, что фактор компетентности и профессионализма людей, принимающих политические решения, имеет серьезные последствия для общества. Применительно к современному обществу ставится вопрос о необходимости предоставить право решения экономических и социальных проблем элите экспертов. Политическая власть, таким образом, трансформируется в экспертократию.      Либеральный подход к рассмотрению связи политической элиты с рядовыми гражданами представлен в различных теориях демократического элитизма. Сущность этого подхода выражена в формуле: "Элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы подобного понимания демократии были заложены М. Вебером еще в начале ХХ в. Элита, согласно его трактовке, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах двух последних американских политологов была разработана теория полиархической демократии. Так, в понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию "по основанию достоинств"1.

Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов. Выдвинутые положения не всегда адекватно отражают действительность. Но неоправданным было бы игнорирование многих положений этих теорий при исследовании феномена элит разных стран.