logo
Политология

15. Легитимность власти

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.  Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.  От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.  Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.  Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание.  Каким образом власть приобретает легитимность? Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.  Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.  Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.  Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.  Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную легитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.  В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.    Предпосылки поддержания легитимности власти  1. Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.  2. Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.  3. Личные харизматические черты политического лидера.  4. Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

16. Понятие политической системы введено Д. Истоном (40–50-е гг. XX в.): политическая система – совокупное взаимодействие, посредством которого осуществляется доступ к распределению ресурсов и контролю над ними. Модель политической системы Истона. Политические системы получают импульсы из социальной среды в форме требований, например реакция на коррупцию и т.д. Политическая система пропускает требования через конверсионный процесс внутри себя и в результате на выходе возникают системы политических решений, действий. Перенасыщение требованиями – неблагоприятное состояние данной полит. системы. Неудовлетворенные требования дестабилизируют полит. систему и приводят к ее стагнации. Поддержка социальной средой законотворческой деятельности, курса социально-экон. развития и т.д. – основной показатель прочности полит. системы. Полит. система саморазвивающаяся благодаря обратной связи. Модель Истона развивалась в русле бихевиоральной революции. Модель политической системы Алмонда. Структурный функционалист.

Полит. система – система взаимодействия с функциями интеграции и адаптации внутри общества, вне его и между ними посредством применения или угрозы применения легитимного физического принуждения. Три подсистемы полит. системы: институциональная, коммуникационная, нормативная: 1-ый уровень ввода: артикуляция (высказыва ние) интересов на уровне массового сознания; агрегирование интересов полит. партиями; альтернативная концепция политики (правящему режиму); реализация политики через представительство, полит. институты; арбитраж, суд; 2-ой уровень: социализация (функция приспособления социальной среды к полит. системе), рекрутирование сторонников, коммуникация (информирование внутри и между полит. системами, СМИ, документооборот); 3-ий уровень (функции управления): добывание ресурсов, регулирование отношение между институтами самой системы и институтами полит. системы и гражданского общества, распределение.

17. Структуру политической системы составляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Политические отношения складываются в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это межклассовые, внутриклассовые, межнациональные и международные отношения; вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления власти между политическими организациями (государством, партиями, трудовыми коллективами); отношения, складывающиеся между политическими организациями и учреждениями (администрациями, институтами).

Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом. Главное их назначение — достижение власти.

Неотъемлемым компонентом политической системы являются политические и правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные государством для регулирования общественных отношений. Система правовых норм может как способ­ствовать укреплению политической системы, так и играть деструктивную роль - в зависимости от соответствия или несоответствия постоянно развивающимся политическим отношениям. Средства массой информации (СМИ) являются самостоятельным и активным элементом политической системы. (В демократических странах играют роль четвертой власти) Они влияют на регулятивно-управленческую деятельность всех звеньев управления, способствуют реализации целей политики, пропагандируют выработанные политические и правовые нормы.

Важное место в политической системе принадлежит политической культуре, которая способствует формированию отношения людей к окружающему миру, к главным целям и содержанию политики государства. Политическая культура выполняет интегративную роль в обществе, способствуя единению всех слоев населения, созданию широкой социальной базы для поддержки системы власти.

Политическая система включает в себя и политическое сознание - идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отношения. Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятель­ности, в частности - политических институтов, классов, партий, лидеров и т.п. Политическое сознание - часть общественного сознания, как политическая культура - часть общей культуры.

18. Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

19. Согласно марксистской аргументации, в основе которой классовый подход, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая системы. На современном этапе западные политологи выработали разные классификации в зависимости от критериев.

Широкое распространение получила типология Ж. Блонделя, выделившего пять типов: либеральной демократии, радикально-авторитарные (коммунистические) системы, традиционные системы, отличающиеся консерватизмом в защите социального неравенства, популистские (свойственные странам “третьего мира”), авторитарно-консервативные. Г. Алмонд, опираясь на различные политические культуры, выделил четыре типа систем: англо-американская, для которой характерен прагматизм, рационализм, основные ценности — свобода личности, индивидуализм, обеспеченность, безопасность, континентально-европейская (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами); доиндустриальную или частично индустриальную, которая характеризуется перекрещиванием различных политических культур и отсутствием четкого распределения властных полномочий; тоталитарная, для которой характерна концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность.

Согласно культурологической классификации выделяют западную, восточноправославную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индийскую, африканскую системы. В зависимости от способов и масштабов влияния политической системы на общество выделяют административно-командную систему, соревновательную, социопримирительную системы. Для первой из них характерны бюрократическая централизация и администрирование в развязывании политических проблем, исключительная роль политического лидера вплоть до культа личности, отсутствие политического плюрализма и превалирование открытого насилия наряду с распространением политической демагогии о защите интересов народа и пр. Хотя на определенных этапах эта система достигала успехов, исторический опыт административно-командной системы от правления египетских фараонов, римских императоров и абсолютных монархий до современных авторитарных и тоталитарных режимов свидетельствует, что в конечном итоге она становится тормозом на пути общественного прогресса.

Соревновательная политическая система характеризуется, с одной стороны, жесткой конкуренцией политических сил за власть, с другой стороны - политическим плюрализмом, влиянием социальных сил на государственную власть, конституционными гарантиями прав и свобод граждан (США, Италия, Греция и др.). В цивилизованных странах в настоящее время все большее распространение получает социопримирительная система, характеризующаяся прежде всего преобладанием политического сотрудничества в противовес жестокой политической конкуренции, приоритетом разрешения социальных проблем перед политическими целями, распределением властных полномочий путем коллегиальности и консенсуса, стремлением властных структур к утверждению социаль­ного мира и справедливости (Швейцария, Швеция, Исландия, частично - Германия, Австрия, Голландия). Постепенно к этой системе эволюционируют многие страны.

20. Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом.

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства.

21. Признаки и сущность государства

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.).

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.

2. Территориальное деление населения. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам. Правда в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например кочевая империя, созданная Чингисханом.

3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.

4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер. 7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан, поскольку не обладает для этого необходимыми средствами.

Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.