logo
Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма

2.3 Свобода личности и ее всестороннее развитие в «Утопии» и «Городе солнца»

Другой важный аспект в «Городе Солнца» - это внимание Кампанеллы к механизмам формирования гармонически развитой личности. Что выступает еще одним идеалом утопического социализма.

Описание порядков Города Солнца в меньшей степени, чем описание Утопии, содержит уравнительный характер и грубый аскетизм. Жизнь соляриев - жителей Города Солнца, очень регламентирована. Равенство начинается с одинаковой одежды, приема одинаковой пищи (только в общественных столовых), соблюдения военного строя на пути на работу, в столовую. Суворов Г.В. Проблема личности в контексте европейской утопии 16-17 вв. // Вестник ВГГУ. 2014. №9. С. 15-25..

Кампанелла считал, что в обществе, которое основано на общей собственности, может сохранится государство. Тем не менее государство, описанное им, в корне отличалось от всего, что было когда-либо описано в истории политической мысли и государственных учреждениях.

Среди принципов, которые лежат в основе власти и управления в Городе Солнца, выделяются следующие три: Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы -- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.:

1) для нового государства основополагающими задачами являются организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;

2) описанные задачи государства определяют деятельность ученых при осуществлении ими власти и управления;

3) в соответствии с новым общественным строем требуется участие народа в управлении государством.

Мор первые наметил данные принципы и считал, что они могут быть осуществлены только в рамках смешанной республики, модифицированной соответствующим образом, которая способна воспроизводить ряд определенных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла в свою очередь описывает абсолютно иную, новую организацию государственной власти, которая не имеет аналогов в истории.

Все ученые, а также иные лица, компетентные в какой-либо отрасли знания или искусства, вместе формируют централизованную иерархию должностных лиц. Глава города - верховный правитель. Его также называют «Солнце» («Метафизик»), он всесторонне образованный человек, хорошо подкованный во всех науках, искусствах, ремеслах. (мощь, мудрость, любовь) Ему помогают три соправителя, они соответствуют трем главным атрибутам бытия: мощь, мудрость, любовь. Первый - «Пон» олицетворяет силу и занимается военным делом). Второй - «Син» олицетворяет мудрость и стоит во главе развития наук. Последний - «Мор» олицетворяет любовь и занимается воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.

Высшим должностным лицам подчиняются лица, ведающие узкими специальностями, например, к таковым относятся Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном. В данном обществе есть и начальники отрядов, главные мастера; существуют такие должности, как Правосудие, которое подразделяется на уголовное и гражданское, Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д.

Власть должностных лиц базируется на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Они руководят при производстве работ, разрешают споры, призывают к ответственности нарушителей порядка, благодарят и вознаграждают достойных, воспитывают и учат подрастающее поколение.

В Городе Солнца все солярии, которые достигли 20-летнего возраста, дважды в лунный месяц присутствуют на общем собрании. Данное собрание носит название Большого Совета, на нем каждому дается возможность высказаться по поводу недочетов, имеющихся в государстве на его взгляд. Именно здесь обсуждаются все важнейшие вопросы жизни государства Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..

Отличаются оригинальностью мысли Кампанеллы о том, как может сочетаться демократия и правление ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост выдвигаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, которые знают, кто к какой должности подходит лучше. На Большом Совете каждый может проголосовать за ту или иную кандидатуру, окончательное решение о назначении на должность выносит коллегия должностных лиц, которая состоит из четырех главных правителей, руководителей соответствующих наук и ремесел, начальников отрядов.

Томмазо Кампанелла описывает семь стен, образующих прекрасные улочки и улицы, дома и мастерские. Здесь существует отличный от современного общественного типа новый тип - община. Трудятся в городе Солнца все - и мужчины, и женщины: «Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием - наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота, сев, сбор плодов, молотьба да и сбор винограда. Но для дойки овей и приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они выходят недалеко за черту города собирать травы и работать в садах. А к женскому труду относятся те работы, какие исполняются сидя или стоя» так, например, тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и всякого рода одежды» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..

Пол не влияет роли на то, чем хочет заниматься человек, все имеют право, а самое главное возможность заниматься философией, спортом, науками и ремеслами. В школе все дети без исключений могут учиться. Классом является улица, здесь маленькие солярии играют, слушают рассказы учителей, занимаются спортом и мастерят, как простые рабочие - граждане города Солнца. Стены города расписаны замечательными рисунками, авторами которых являются лучшие художники города. В силу того, что Кампанелла никогда не имел семьи и привык обходиться без нее, он решает, что и другие люди могут обойтись без браков.

Кампанелла пишет: «У соляриев жены общие. Производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются составными частями государства» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..

Образование является всеобщим и совместным. Кампанелла предлагает достаточно оригинальный метод приобретения знаний: дети, играя и развлекаясь, незаметно для себя овладевают знаниями, что возможно благодаря наглядности образования. «Во всем городе стены внутренние и внешние, верхние и нижние, расписаны превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..

Занимательно то, что в современном практике образовательного процесса «динамичный» метод Кампанеллы стал как один из основных элементов при развитии мотивации учащихся.

Но помимо этого Кампанелла предложил и другие идеи, которые теперь воплощены в педагогике, к ним относятся и институт наставничества, и обязательное физическое и трудовое воспитание, и профильное обучение. В данном направлении утопические взгляды, описанные Кампанеллой, вполне позитивны, они способствуют стремлению к реализации таких целей, которые являются социальным идеалом и пробуждают в человеке лучшие качества.