Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма

курсовая работа

2.1 Биографии Т. Мора и Т. Кампанеллы

Основателем утопического социализма считают английского мыслителя-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора. Его произведение «Утопия» дало название данному направлению социально-политической мысли.

Томас Мор (1478 - 1535) - родился в Лондоне 7 февраля 1478. Мор сын богатого судейского чиновника. Первое свое образование получил в грамматической школе Святого Антония. В возрасте тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов, представителями которого являлись Джон Колет, Томас Линакр, Уильям Гросин, Уильям Лили. В 1596-1501 годах Томас изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincolns Inn по велени отца. В это же время Мор изучал классические языки (латинский и греческий), помимо этого он усиленно читал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей, например, Платона, Аристотеля, Августина. Год 1499 знаменателен для Мора знакомтсвом с Эразмом Роттердамским, который стал для него очень близким другом и проводил в его доме уйму времени, именно здесь была написала "Похвала Глупости" Эразма Каутский К. Томас Мор и его Утопия / Перевод с немецкого Генкель М.А., Генкель А.Г. Изд. 2-е. -- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 304 с..

Примерно в 1502 году Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. Мор был членом парламента с 1504 года, где представлял интересы лондонского купечества, выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал у того в немилость. Угроза репрессий была велика, поэтому Томас Мор на время ушел из политики и вернулся к к своей практике адвоката. В этот период Мор пробует заниматься литературой, он перевел на английский язык Джованни Пико делла Мирандолы. В 1510 году Мор снова вернулся в политику, он был избран в парламент, который был создан новым королем Генрихом VIII. Именно в это время Мор был назначен помощником городского шерифа.

В 1515 году в качестве посла он был направлен для переговоров во Фландрию. Будучи здесь Мор начал работать над своей первой книгой «Утопии», завершение которой совпадает с возвращением домой; вторая книга «Утопии» (в которой речь идет о недавно открытом острове в океане) в большей своей части была написана гораздо раньше. Книга «Утопия» была издана в 1516 года в Лувене. Первая часть содержит анализ социально-экономического положения Англии, острую критика огораживаний и хозяйственного монополизма, разложение английской деревни и в целом нравственного упадка общества; вторая часть идеальное общество фантастического острова Утопия.

Были и последующие издания «Утопии», так в третьем базельском издании, датированным 1518 годом, было дополнено «Эпиграммами» Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм).

Король Генрих VIII в отличие от предыдущего короля смог оценить критический подход Мора и весь пафос «Утопии», поэтому назначил его в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор занимал должность королевского секретаря и члена Королевского совета, он выполнял всякие дипломатические поручения, а с 1521 года заседал в «Звездной палате» - высшем судебном учреждении Англии. В это же время он был назначен помощником казначея королевства, получил рыцарское звание, а вскоре и значительные земельные владения. Гуманист по природе Томас Мор хорошо сочетал данные взгляды с католицизмом.

Мор являлся канцлером Англии в период с 1529 по 1532 г. Как католик, Томас Мор не признал «Акт о верховенстве», который провозглашал короля главой английской церкви, за что в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. За свои заслуги в 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а позднее в 1935 - к лику святых.

Томмазо Кампанелла (1568--1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы -- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с..

Как и многие деятели эпохи Возрождения, он боготворил природу, Землю называл «большим зверем», а людей приравнивал к паразитам, которые завелись в теле животного. Сильно интересовался астрологией и магией.

Родился Томмазо Кампанелла в небольшом селении Степьяно в Калабрии. Отец был бедным сапожником, при крещении дал сыну имя Джованни Доменико. Мальчику очень повезло, в раннем детстве нашелся человек, который научил его читать и писать.

В возрасте четырнадцати лет, восхитившись красноречием проповедника - монаха-доминиканца, и будучи увлеченным рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, Кампанелла уходит в монастырь.

В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев. Юноша принял монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, приобщается к трудам греческих и арабских комментаторов произведений Аристотеля.

Но коренной переворот в его мышлении произойдет после прочтения книги крупного итальянского ученого и философа Бернардино Телезио "О природе вещей согласно ее собственным основаниям". Для него она была настоящим откровением, "Критерием истины является опыт!" - утверждал автор Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы -- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с..

Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден, который боролся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, он сильно выделялся на фоне других духовных братств. Доминиканцы пытались найти применение необыкновенным способностям Томмазо к наукам и исключительный ораторский талант в борьбе со своим конкурентом Штекли А.Э. Кампанелла // Жизнь замечательных людей. Изд-во: Молодая Гвардия. 1966. 288 с..

Кампанелла на протяжении десяти лет включался в различные диспуты и всюду одерживал блестящие победы, которые опьяняли его самого и вместе с тем возбуждали к нему зависть и ненависть других духовных орденов, в особенности их главных конкурентов - иезуитов. Данному ордену он объявил чуть ли не открытую войну, потребовав его искоренения, опираясь на то, что орден иезуитов «искажает чистое учение Евангелия и превращает его в орудие деспотизма князей».

Однако судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до 1598 г., когда он организовал на юге Италии, в Калабрии заговор против испанского короля, являвшегося тогда одновременно королем Обеих Сицилий. Кампанелла планировал поднять там восстание, заручится поддержкой турок и при их помощи разбить испанцев. Но его план был раскрыт, поэтому в 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме. Его считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения.

Длительное пребывание в тюрьме (до 1626 г.) дало ему много времени для написания многих произведений, за которые он получил признание в Европе еще при жизни. Наиболее знаменитое из них -- «Город Солнца», где Томмазо Кампанеллы описывает обществе без частной собственности, всеобщее равенство и возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, - они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд. АН СССР,1954. 228 с.

Делись добром ;)