logo
Виды политических режимов

Типы политических режимов

Тоталитаризм.

Итальянские исследователи Дж. Амендола и П. Габетти впервые использовали понятие "тоталиторизм" (от лат. totalis - "весь", "целый", "полный"), чтобы охарактеризовать диктаторское правление Б. Муссолини. Позже это явление было рассмотрено в работах Ф. Хайека "Путь к рабству" (1944), X. Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956)".

Строгая централизация государственной власти, принадлежащая аппарату правящей партии, властной организации, упразднение органов местного самоуправления, утрачивание самостоятельности автономных образований - характеристики тоталитарного режима страны. Чаще всего главой государства и правительства становится пожизненный лидер, который в своих руках концентрирует всю высшую законодательную, исполнительную, а, порой, и судебную власти. Население государства фактически отстраняют от системы управления, поскольку представительные органы образуются с явными нарушениями принципа единого избирательного права, либо вовсе ликвидируются. Примером может служить нацистская Германия, в которой часть депутатов назначал сам Гитлер, в то время как остальных " избирала" главенствующая партия.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

При установлении тоталитарного режима, властные органы решительно и резко подавляют любые возможности сопротивления выбранному политическому курсу, явно демонстрируя многочисленные виды насилия и тирании. Усиливается вмешательство во все области общественной жизни силовых структур (армия, полиция, органы безопасности). В экономике, обычно, правит государственный монопольный контроль, но это не значит, что полностью прекращается проведение реформ, напротив, власть идет на некоторые незначительные уступки для частных предпринимателей. Так же, на государственных предприятиях возможно использование системы внеэкономического принуждения.

Одной из значительных особенностей тоталитаризма является однопартийность либо присутствие под жестким контролем нескольких партий и профсоюзов, которые поддерживают режим. Под строгим запретом находится существование и деятельность оппозиционных партий и движений, в связи с этим, они вынуждены действовать за пределами государства или находиться в подполье. Противники режима терроризируются правоохранительными органами, для их заключения, ссылки или убийства обычно не требуются юридические процедуры.

Для тиранического режима свойственна отмена действия конституции либо ее приостановка на неопределенный срок, при этом распоряжения, указы Главы государства приобретают силу закона. Значительно ограничиваются свободы и права граждан, интересы личности подчиняются какой-либо идеологии, "высшим" интересам нации.

Авторитарные режимы.

Авторитаризм может быть представлен различными формами. Но при любом его виде, народ не принимает участие в образовании и контроле государственной власти. Возможно существование некоторых представительных органов, но в действительности они не играют в жизни общества никакой роли, жизнью в стране заправляет правящая элита, неограничивающая себя законами, привилегиями, льготами. В этой среде, существует еще более узкая группа должностных лиц, которые управляют страной. Если руководство образовывается через военный или государственный переворот, то авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Среди управляющей клики выделяется лидер, сильный и харизматичный человек, влияние которого велико, но он не склонен самостоятельно принимать решения, поэтому нужда в различных советах, рекомендациях очень велика. И хотя мнение общества не идеализирует лидера, присваивая титул вождя, но оно ориентируется на него.

Авторитарному режиму характерно централизованное управление, решения власти, которая часто не учитывает экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные особенности различных групп населения, выполняются далеко не добровольно. Использование насильственных методов принуждения, объясняет невозможность существования авторитарного государства без военного и полицейского аппарата, в свою очередь суд - вспомогательный инструмент, в связи с тем, что широкое распространение получают внесудебные методы принуждения людей.

Существование оппозиции, как и в тоталитаризме, невозможно. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они обязаны следовать курсу, который выбрала правящая элита, в ином случае их объявляют запрещенными и их участников жестко наказывают, применяя порой незаконные методы расправы. Даже если свобода личности формально провозглашаются властью, фактически, человек ее лишен, так же как и гарантий своей безопасности, вследствие применения мер принуждения.

Особыми видами авторитаризма являются политические режимы в странах Арабского Востока, где и по сей день существует традиционная форма правления - дуалистическая или абсолютная монархия. Для таких государств характерна централизация всего государственного управления в руках монарха, а представительные органы отсутствуют либо не имеют действительной власти. Монарх имеет право назначать и освобождать от должности чиновников, издавать законы, распоряжаться средствами казны, а население страны не участвует в контроле за управлением и не влияет на законотворчество

Влияние авторитарного режима на социальное развитие страны неоднозначно и обнаруживает некоторые преимущества, которые ощутимы в экстремальных ситуациях. Конечно, авторитаризм способен обеспечивать общественный порядок и при необходимости решать назревшие проблемы, например такие как, осуществление ускоренной экономической модернизации. Но в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Опытным примером может служить Корея, о. Тайвань и другие "новые индустриальные страны", в которых после стремительного развития наступило исчерпывание "конструктивного потенциала" авторитаризма, что вынуждает вводить новые более демократичные реформы.

Демократические режимы.

Под термином демократия (от греч. demos и kratos - "народовластие") понимают одну из разновидностей режима власти, избираемой большинством народа в интересах его основных социальных групп и соперничающих политических партий, реализующаяся при его участии и контроле. "Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как "власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа"". Сутью демократии является то, что она представляет собой форму правления при посредстве народа, при которой власть осуществляется профессиональными политиками.

Наибольшее распространение демократия получила в странах с развитой экономикой, устойчивыми традициями либерализма, активной политической культурой.

Характерные черты демократии:

1) Народ признается источником власти: избираемость основных властных органов и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, перед выборными учреждениями;

2) Равноправие всех граждан перед законом; наличие прав и свобод человека и их признание, существование развитой дву - или многопартийности;

3) Разделение властей.

4) создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современном мире демократические режимы совсем не идеальны. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуации авторитарных методов властвования. Во всяком демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, служащий для подавления антиправительственных выступлений. Но в условиях развитой демократии такие действия властей достаточно редки. Обычно отношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что для получения или сохранения имеющихся властных полномочий, нужно заручиться поддержкой большинства населения, показав плюсы не только своей программы, но и личной кандидатуры по сравнению с оппонентами. В современном мире в демократических государствах закон закрепляет существование у граждан прав и свобод, но не всегда показывает, каким образом они будут воплощены. Гарантированное в Конституции право на труд не является гарантом от безработицы, а для использования свободы слова или печати, следует располагать определенным бюджетом для оплаты телевизионного времени или печати объявлений в прессе. СМИ могут не только помогать в осуществлении права на свободу слова, но и являться одним из инструментов действия на общество в пользу наиболее могущественных социальных сил.

Мерой действенности демократии является гарантия прав и свобод человека, способности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.