logo
Виды политических режимов

Суть политического режима

Политический режим - неотъемлемая часть политики как науки. Этот термин используют для описания политической системы общества, власти и методов управления.

Политический режим (от лат. regimen - "управление") описывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Известный французский деятель Ж. - Л. Кермон обозначал политический режим как сложный комплекс идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих образованию политической власти в данной стране на определенный период времени.

В свою очередь, его соотечественник, также небезызвестный социолог Р. Арон призывал рассматривать при анализе политических режимов следующие факты:

Конституция, которую политики понимают как способ правления (демократический, тоталитарный, авторитарный) -Вид партийной системы (однопартийная, двухпартийная, многопартийная -Способ существования режима (выборы, избирательный закон) -Роль групп давления и интересов в политическом обществе

Политический персонал (политические лидеры, государственные чиновники и т.д.) В связи с вышесказанным политический режим можно охарактеризовать как комплекс политических отношений, средств и методов, применяемые властями, связь государственной власти общества, классовых и социальных взаимоотношений, господствующей идеологии, состояния политического сознания и культуры.

"Понятие политического режима, получив распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, "элитарной" социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной "Политикой" Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме" Ирхин Ю.В. «Политология». - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - С. 295

Очень часто политический режим принимают в качестве характеристики государства, на ряду с формой государственного устройства и формой правления, описывающей комплекс осуществления власти. Данный подход, с точки зрения политологии, является ограниченным, поскольку не учитываются изменения взаимодействия государства с другими элементами политической системы и обществом, определяющие механизмы и меру реализации свобод и прав. Деятельность политической системы включает в себя также множество других социальных процессов, которые отражают интересы, роль всех групп, слоёв и других объединений в сфере формирования властно-управленческих структур.

Формулировки "политический режим" и "государственный режим" схожи, но все же их следует различать. Первое понятие объясняет характер власти и условия жизни общества, второе - характеризует методы осуществления государственной власти.

Политический режим охватывает ряд динамических аспектов политической жизни общества, поэтому существует возможность классификации политических режимов по различным критериям.

В настоящее время существует огромное количество классификаций политических режимов. Примером может служить разделение согласно характеру взаимоотношений государства и церкви-так называемые светские и теократические режимы, или в соответствии с принципом разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Не редко, создание классификации является самостоятельной исследовательской задачей и ученые полагают, что систематизация должна совмещать как теоретическую последовательность так и эмпирическую адекватность. Вот некоторые из ее видов:

· "охлократия - олигархия - тирания" эта классификация пришла из Древней Греции, в ней мыслители старались ответить на вопрос о возможности принадлежности государственной власти кому-либо.

· "либеральный - умеренный - репрессивный режимы" Эта классификация описывает методы, которые используются режимом для сохранения своей власти

· "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" Самая распространенная классификация

При использовании различных классификаций типологии, мы прибегаем к теоретической идеализации: любой существующий политический режим есть сочетание противоположных видов организации общественных отношений - демократизма и авторитарности. Авторитарность направлена на одностороннюю власть государственных институтов, на установление жесткой дисциплины среди граждан и их беспрекословному подчинению распоряжениям и законам. Демократизм подразумевает равноправие, свободу выбора, многопартийность. На практике, соотношение этих направлений непостоянна и более того, не соответствует какому-то "регламенту", установленной теорией. В отличии от государственного строя или формой правления, политический режим динамичен в границах той или иной "обобщающей модели" выражаясь в разнообразных вариантах. Примером может служить Франция, во времена правления администрации Ш. де Голля: при усилении президентской власти, явно увеличилась авторитарная тенденция, однако даже после усмирения леворадикальных волнений, которые охватили страну в 1968 году, это не создало диктатуру личной власти и не вылилось в ликвидацию институтов демократических прав и свобод.

Даже не смотря на некую упрощенность типологии "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы" помогает проводить сравнительный анализ многообразия политических режимов, представленных в современном мире, при помощи деления их на более авторитарные или более демократические