logo
Политика и личность

1. Концепции взаимоотношений личности и государства

Концепцию государства, которая называется патерналистской, разработал Конфуций. Государство по мысли Конфуция представляет собой большую патриархальную семью в которой вся власть принадлежит правителю-отцу Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество и младших - простой люд Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим которые в свою очередь призваны заботиться о благе народа В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином субъектом политики а лишь ее объектом исполнителем воли старших

В политической концепции Платона обосновывается тоталитарная трактовка личности Теоретически обосновывая идеальное государство Платон подчеркивает безусловное верховенство государства над индивидуумом Руководимое мудрым монархом царем или аристократией - небольшим социальным слоем наиболее разумных и благородных людей государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм регламентировать всю жизнедеятельность человека строго соблюдать исполнение им законов и норм общества следить за правильностью мыслей и верований человека По Платону выходит что в земной жизни человек словно марионетка, покорен и управляем божественными законами.

Противоположны взгляды Аристотеля считавшего человека существом политическим и по своей природе, и в силу его естественной потребности жить в обществе Аристотель считал что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан в отличие от семьи где существует подчинение детей отцу рабов - господину.

Существуют и иные концепции в основе которых лежит уверенность во властной суверенности личности убежденность что ее самореализация - не в государстве не в жертвовании ради власти Ведь назначение государства - гарантировать свободу личности Приоритет и решающая роль в обществе принадлежит человеку Люди-граждане сильнее государства - такую позицию занимали еще стоики в Древней Греции Философ Эпиктет считал что тиран властвует только над теми кто боится его дорожит материальными благами - имуществом здоровьем жизнью - больше нежели свободой и разумом Тирана поддерживает не столько полиция и тюрьмы сколько неспособность людей быть верными себе под воздействием внешнего давления

Исходя из диалектики двух типов власти - естественной иррациональной стихийной, базирующейся на грубой силе, и государственной - разумной организующей и упорядоченной возвышающей общество над биологичностью человека, философ Макиавелли считал что укрепление государства и его власти воплощающей все разумное в человеке является важным фактором и для укрепления государства и его власти все средства хороши.

Идеи о суверенности личности по отношению к государству развили мыслители Нового времени. Государство власть призваны обеспечить состояние вполне соответствующее природе человека а отсюда требуется усовершенствование политической структуры общества. Проблема состоит в том отмечал Жан-Жак Руссо чтобы найти форму общества защищающего жизнь и имущество каждого и в котором каждый объединившись со всеми остается сам себе хозяином

Ценность государства говорил Джон Стюарт Милль английский философ определяется ценностью его граждан Добродетель государства состоит в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными Государство должно с одной стороны способствовать всеобщему духовному развитию общества а с другой - организовать уже существующее моральное и интеллектуальное богатство Единственное правление которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это то правление в котором участвуют все люди; любое участие даже малейшая общественная функция полезно; участие должно быть увеличено настолько насколько позволяет общество Именно такова философия гражданского общества и политической свободы Она исходит из того что подчиненность индивидов государству власти есть средство ограничения негативной свободы и всемерного развития свободы политической Разумная власть направлена на реализацию разумных сторон человеческой природы

Тем не менее, личную свободу в той или иной форме ограничивают свойственные государству порядок и организация

Философ Карл Ясперс отмечал что абсолютной политической как и любой иной социальной свободы, быть не может Политическая свобода человека начинается тогда когда вступают в действие принятые в государстве законы

Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности общества и государства В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти первичного и главного субъекта политики Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное «от рождения», равенство всех людей а также неотчуждаемые права человека такие, как право на жизнь свободу собственность Классики либерализма считали что государство создается на основе общего согласия консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека Источником власти выступает индивид а государство - результат договора соглашения свободных людей Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции которыми его наделяют граждане Продолжатели либеральных идей - неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства его отказ от социальных функций возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике но всюду где возможно Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма равенства К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение Возникло понятие «социального государства» способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека социальном обеспечении трудоустройстве охране здоровья и тд Государство должно вмешиваться в экономическую социальную сферу чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан снижать имущественное неравенство разрешать социально-классовые конфликты поддерживать слабых Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага поддержания и улучшения качества жизни людей

В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма Политика была ориентирована не на конкретных людей а на трудящихся рабочий класс а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения До сих пор часть населения нашей страны особенно старшее поколение все еще воспринимает президента как главу семьи как “батьку” который может не только пожурить поругать но и помочь а себя - как маленького покорного властям человека

В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством как условия нормального функционирования социума Сам же человек - пассивный объект управления он должен подчиняться повиноваться элите из-за ее большей компетентности Ряд политологов (Р.Даль В.Корнхаузер Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности провозглашая принцип: “политика для политиков”

2. Личность как субъект и объект политики

В решении проблемы «личность - политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни в политической деятельности в управлении государством Большинство политических доктрин исходят из интересов человека его свободы, как приоритетной ценности Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе в ходе которого реализуются творческие возможности личности воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы Все развитие общества начиная с экономики и кончая духовной сферой направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие Зависит ли экономика от человека? Конечно От того какое место занимает человек в производстве от того как он ведет себя на производстве от его трудовой активности добросовестности заинтересованности в труде и тп Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни быта условий труда В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости образованности инициативы человека Усиление внимания к личности социальным ее качествам общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования воспитания культуры морали

Понятие «личность» выражая социальную сущность человека существует в неразрывной связи с понятием «общество» Личность - это человек воплощающий конкретно-исторические общественные отношения оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения которое он занимает в обществе

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму то есть общности отождествлять себя со своей нацией социальным слоем группой политической партией объединением Зачастую человек приобщается к политике чтобы стать именно частью социальной общности Это избавляет от одиночества дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений субъектом власти определить социальный статус личности

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам совокупность ее социальных функций а также ее оценка и самооценка те понимание человеком своей социальной значимости Социальный статус личности характеризуется по экономическим профессиональным и другим признакам

Статус тесно связан с политической ролью личности Политическая роль - динамичная сторона статуса его функция определенное поведение Каждый человек не только занимает место в социальной политической структуре общества но и выполняет соответствующие этому месту функции Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя депутата члена политической партии общественно-политической организации участника митинга демонстрации и тп

Таким образом мерой политики движущим началом политической активности нации класса политической партии, политического движения и тп является именно личность ее интересы ценностные ориентации и цели

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные этнические демографические и другие группы.

Институциональный включает государство политические партии профессиональные союзы политические движения группы интересов и тп

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный охватывающий социальные институты предназначенные для решения преимущественно неполитических задач хотя в действительности оказывающие заметное а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь учебные заведения корпорации спортивные ассоциации добровольные общества и тп

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики Во-первых субъекты ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии политические движения и тп) Во-вторых субъекты движимые заботой о реализации своих непосредственных местных повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия своей политической роли В-третьих субъекты - подданные понимающие свою политическую роль и назначение но не видящие возможности выйти за их пределы самостоятельно воздействовать на политическую жизнь

Быть субъектом политики те ее сознательным проводником можно лишь в условиях демократического общества где господствуют политические права и свободы имеет место полнота и достоверность информации гласность возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни

Тоталитарные и авторитарные режимы в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного творческого участия личности в политике Здесь личность выступает не субъектом а лишь объектом политики те исполнителем чужой воли При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации шествия различного рода политические акции) которое, однако осуществляется формально на добровольной а по существу на принудительной основе Советское время богато примерами такого рода

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима но лишь постольку поскольку она обязана соблюдать конституцию законы распоряжения правительства нормы общежития и другие предписания обеспечивающие нормальную цивилизованную жизнь общества

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике тк она существенно влияет на жизнь каждого человека и падение доверия к ее официальным представителям постоянно прибегающим ко лжи и обману народа не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ

В связи с этим возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому кто творит политику принимает в ней активное и осознанное участие Политология считает основным субъектом политики социальную группу интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности В этом плане личность оказывается вторичным производным и служебным субъектом политики не столько субъектом совокупности общественных отношений сколько непосредственным субъектом политической практики

Не профессиональный политик а «средний» человек становится субъектом политики если он знает каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп чем обусловлены противоречия между ними каковы пути решения этих противоречий какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения Но и этого недостаточно Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе знать какое она хочет и может занять место в этой игре Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность) так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь) Личность может определенное время жить вне политики но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности но и самим личным интересам личность обязательно включается в политическую деятельность

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий в которых эти способности и амбиции могут реализоваться

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность профессия место в профессиональной и социальной иерархии степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей степени и эффективности реализации требований предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии различного рода цензы: имущественный образовательный национальный религиозный; груз традиций и тд);

е) политического сознания и культуры личности ее политической ориентации исповедуемой системы ценностей

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система которая определяет границы и допустимые нормы политической активности Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных так и материальных)