logo
Брахманизм. Учение ведической цивилизации

§2. Социальная структура и власть в ведическом государстве

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Среди вед можно выделить "Ригведу" (собрание гимнов) и Атхарваведу" (сборник заговоров и заклинаний).

Строение общества (т.е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон ("рита"). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).

В древнеиндийских ведах содержалось 2 подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами. Варнашрамадхарма - это ведическое об-щест---вен-ное устройство, которое делит общест-во по двум принципам, каждый из которых имеет четыре подразделения. Первый принцип - на основе занятий человека (вар-на), а второй - на основе его духовного положения (ашрама).

Четыре варны (т. е. деление по типу занятий) таковы: брахманы (интел--лек--туалы), кшатрии (воины и администра-торы), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудры (рабочие). Место человека в этой системе определяется по его качествам и деятельности, а не по рождению, и ребенок должен воспи-тываться и обучаться, чтобы получить квали-фикацию для того или иного положения в этой системе. Обязанности представителей четырех варн можно кратко описать следующим образом.

Брахманы - это учителя, которые учат своим при-мером, а также наставлениями. Они дол-жны знать моральные принципы и уметь контро-лировать себя.

Кшатрии занимаются управлением госу-дар-ства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безу-ко-ризненно религи-оз-ными людьми. Кшатрии известны как "нарадева", т. е. как представители Бога на земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.

Вайшьи отвечают за сельское хозяйство, торгов-лю и защиту коров. Поскольку смысл общества варнашрама - простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не зани-маются производством или продажей товаров для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.

Шудры - это рабочий класс, и они служат, помо-гая трем остальным классам общества.

Социальное тело сравнивается с челове-чес-ким телом, причем брахманы сравни-ва-ются с голо-вой, кшатрии - с руками, вайшьи - с животом, а шудры - с ногами. Это естест-вен-ная система деле-ния труда, в противо-по-лож-ность искус-ствен-ной кастовой системе. Внутри этой системы каждый человек под руко-водством брахманов постепенно возвышается до духовного осознания. Это такая социаль-ная система, которая удовлетво-ряет на-сущ-ные потребности всех ее предста-ви-те-лей, не причиняя ущерба их духовному прогрессу.

Четыре ашрама представляют собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении. Они таковы: брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (жизнь с семьей), ванапрастха (уход от дел) и санньяса (жизнь в отречении).

Мальчик становится брахмачари в возрасте пяти лет и живет с духовным учителем до двадца-типятилетнего возраста. Он получает у него и духовное, и материальное обра-зование, обретая понимание необходи-мости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным обра-зованием он обучается деятель-ности своей варны, или профессиональным обя-зан-ностям.

В возрасте двадцати пяти лет брахмачари может уйти из гурукулы и жениться. Полу-ченное им об-ра-зование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реа-лизации. В возрасте пяти-де-сяти лет он должен отка-заться от семейной жизни и вместе с женой начать путе-шест-вовать по святым местам. Эта стадия жизни называется ванапрастха. По дости-же-нии семи-десяти лет он доверяет заботу о жене своему взрослому сыну и принимает санньясу, основа-тельно готовясь к возвращению об-рат-но к Богу, не имея никаких других занятий, кроме служения Ему.