logo
Анализ политики социалистов, проводимой при премьерстве Лионеля Жоспена

Глава II. Борьба Жоспена на президентских и парламентских выборах

Партийно-политическая ситуация во Франции накануне очередных президентских выборов была сложной. Партии левого лагеря переживали смену поколений. В 1995 г. кончался второй срок полномочий президента Франсуа Миттерана, и так как он был уже в преклонном возрасте (78 лет) и тяжело болел, он решил не баллотироваться еще на один срок.

После упорной борьбы в руководстве Социалистической партии ее кандидатом стал Лионель Жоспен, занимавший с 1981 по 1988 годы пост первого секретаря ФСП. Отказавшись от каких-либо социалистических требований, Жоспен предложил избирателям не слишком определенную идею "левого реализма": обещал бороться с безработицей, сокращать рабочий день и продолжать процесс интеграции Европы.

Коммунистическая партия тоже выдвинула нового кандидата. На XXVIII съезде ФКП, состоявшемся в 1994 г., Марше, руководивший партией четверть века, покинул пост генерального секретаря. Новым генеральным секретарем (он стал называться национальным секретарем) избрали представителя более молодого поколения коммунистов, сторонника обновления и реформирования компартии 47-летнего Робера Ю. Он и стал кандидатом в президенты. Робер Ю. вел избирательную кампанию под лозунгами "преодоления капитализма" мирными, легальными методами. Он выступал за демократизацию общественной жизни, за преодоление безработицы, за повышение уровня жизни трудящихся, за "социалистическое, демократическое, самоуправляющееся общество". Европейскому союзу, созданному на основе Маастрихтского договора, Робер Ю. противопоставил "европейский проект", предусматривавший демократизацию европейских учреждений, сосредоточение их усилий на защите социальных прав трудящихся и привлечении к участию в Европейском союзе стран Центральной и Восточной Европы.

От партии "Объединение в поддержку Республики" выставили свои кандидатуры Ширак и - совершенно неожиданно для него - премьер-министр Балладюр, который, согласно социологическим опросам, был популярнее, чем Ширак. Тем самым Балладюр расколол ОПР примерно так же, как в 1974 г. это сделал Ширак, призвавший голосовать за Жискар дЭстена, а не за официального кандидата голлистов Шабан-Дельмаса. Руководство Союза за французскую демократию решило поддержать Балладюра и не выдвинуло собственного кандидата. В результате в избирательной кампании участвовали два кандидата от ОПР и ни одного от СФД. Избирательные программы Ширака и Балладюра были сходными. Оба они говорили, что их главная цель - борьба с безработицей, обещали не допускать инфляции, сократить налоги, укрепить Европейский союз.

Кандидатом Национального фронта опять стал Ле Пен, дополнивший свои прежние призывы к борьбе против иммиграции и к восстановлению смертной казни кампанией в защиту семейных ценностей, а также протестами против интеграции Европы и "американизации" Франции.

В ходе избирательной кампании основная полемика развернулась вокруг двух главных вопросов - борьбы с безработицей и интеграции Европы. Правые утверждали, что уменьшить безработицу можно только за счет ускоренного развития экономики, а для этого необходимо увеличить капиталовложения, снизить бюджетные расходы, уменьшить инфляцию. Левые считали, что подъем экономики может быть достигнут путем повышения уровня жизни населения и расширения на этой основе потребительского спроса. Основные правые партии и социалисты выступали за "строительство Европы" на основе Маастрихтского договора, тогда как компартия, Национальный фронт и часть голлистов возражали против введения единой европейской валюты.

В первом туре выборов наилучших результатов достиг Жоспен, имевший безупречную личную репутацию. Он собрал 23,3% голосов избирателей. На втором месте оказался Ширак (20,6%), ненамного опередивший Балладюра (18,5%). Ле Пен получил более 15% голосов, оставив далеко позади Робера Ю. (8,7%). Более четверти избирателей Ле Пена были рабочими и безработными, разочаровавшимися в компартии и желавшими выразить свой протест против политики правительства. Во втором туре Робер Ю. призвал своих избирателей голосовать за Жоспена, а Балладюр - за Ширака.

Не случайно во 2-й тур прошли Ж. Ширак и Л. Жоспен, чьи программы были весьма противоречивыми декларациями принципов, обильно сдобренными обновленческой тематикой, тогда как один из явных фаворитов Э. Балладюр, предложивший программу, выстроенную на основе неолиберальных принципов, выбыл из борьбы в 1-м туре. Такая ситуация объективно играла на руку Французской социалистической партии. С середины 90-х гг. поиск социалистами новой стратегии проходил в более благоприятных условиях.

Успех Жоспена был вызван в первую очередь серьезными изменениями в настроениях французов. В 90-е гг. во всех западных странах устремления населения начали все более выходить за рамки экономической проблематики, повышенное внимание к которой было характерно для 80-х гг. На первый план все более выходят вопросы защиты окружающей среды, развития образования, автономии личности, активного участия в общественной жизни и др. Неоконсервативный социальный проект не давал адекватного ответа на эти новые устремления, а ряд его главных положений даже шли вразрез с ними. Ограниченность неоконсервативной доктрины усиливалась выявившимися противоречиями неоконсервативной политики, которая привела к усилению социального неравенства и появлению зон хронической депрессии, не сопровождалась сокращением безработицы. Также стало очевидно, что далеко не все жители западных стран обладают необходимыми навыками и динамизмом для того, чтобы воспользоваться возможностями, открываемыми инновационной экономикой и проводимой неоконсерваторами политикой "народного капитализма". Это, в свою очередь, подрывало престиж неоконсервативного принципа "опоры на собственные силы". Более того, в 90-е гг. набирает силу идея социальной солидарности, противоречащая индивидуалистическому духу неоконсервативной доктрины.

Иными словами, в 90-е гг. стало очевидно, что неоконсервативный проект общества не является адекватным ответом на реалии постиндустриальной фазы развития.

Беспрецедентно высоким был процент избирателей, не определившихся в выборе перед вторым туром (32%).Показателем изменений был и рост молодёжного электората у правых. 51% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет голосовали во втором туре за Ж.Ширака. Прежде молодёжь была электоральным резервом левых сил, связанных с лозунгами социального обновления, но длительное пребывание у власти президента от социалистов позволяло относить на счёт последних социальные издержки мирового экономического кризиса и нерешённые социальные проблемы. Для 24% избирателей, решивших отдать голоса во втором туре Шираку, именно этот кандидат был воплощением перемен. Ж.Ширак умело эксплуатировал эту тему. Он заявил перед вторым туром: "Жоспен - это кандидат, выражающий возврат в прошлое", "социализм - это, прежде всего, беспрецедентный экономический и социальный кризис"… "хотите ли вы третьего социалистического правления или вы желаете настоящих перемен? Я предлагаю вам эти перемены".

В результате Ширак получил 52,6% голосов и был избран президентом Франции. На пост премьер-министра новый президент назначил своего давнего соратника, одного из лидеров ОПР Алена Жюппе (май 1995 г. -- ноябрь 1996 г. и ноябрь 1996 г. -- июнь 1997 г.). Как оказалось, Жюппе был крайне непопулярен среди французов, отчего президент республики не посчитал нужным дожидаться очередных парламентских выборов, которые должны были состояться в 1998 г. Ширак решил распустить Национальное собрание и назначить досрочные выборы, в надежде, что правым силам пока удастся сохранить свое преимущество. Однако расчет президента оказался неверным.

Левые силы, как и большинство французов и даже голлистов, досрочные выборы должны были застать врасплох. Им отводился всего месяц на предвыборную агитацию, тогда как обычно на это уходят последние два года легислатуры. Социалисты выдвинули программу, рассчитанную на более длительную перспективу. Новый лидер социалистов Л. Жоспен предпочитал "противостоять нетерпению, нежели породить разочарования … иметь возможность констатировать через пять лет, когда придёт время представить отчёт, что безработица снизилась, что неравенство уменьшилось, что французское общество стало более гуманным". Акцент в конкретных предложениях программы Л. Жоспена был сделан на увеличение занятости (создание 200 тысяч новых рабочих мест) и на уменьшение рабочей недели до 35 часов без снижения заработка, что критиками Л. Жоспена было названо "идеализмом". Однако программа социалистов больше, нежели "реализм" А. Жюппе, отвечала надеждам среднего француза, страдающего от ухудшения условий жизни, снижения покупательной способности, сужения перспектив, открывающихся перед его детьми. Ещё в 1992 г. в своей книге "Изобретение возможного" Жоспен говорил о неприятии цинизма в политике и о намерении представить новый образ политической деятельности, основанный на республиканской этике, которая противостояла бы неприятной ему "культуре" правления", внедрённой в социалистическую партию за годы её пребывания у власти. Демократизация и этическое обновление политической сферы были едва ли не главными темами его избирательной кампании 1997 г. Популярность Жоспену у избирателей снискали осуждение практики совмещения должностей, открывающей дорогу коррупции, протест против финансовых злоупотреблений во всех эшелонах власти, без различия политической принадлежности.

Лионель Жоспен стремился к новому союзу различных сил левого спектра при сохранении их самобытности, к чему-то вроде политической радуги, объединяющей и "розу" социалистов, и красное коммунистическое знамя, и зелёные цвета экологов, и цвета этнических и сексуальных меньшинств. Эта идея имела успех: широкая левая коалиция (la gauche plurielle), вопреки ожиданиям президента, завоевала подавляющее большинство мест в парламенте.

В общей сложности левые собрали более 42% голосов, а правые - 36,2%. Предвидя неизбежное поражение во втором туре, премьер-министр Жюппе заявил, что уйдет в отставку независимо от исхода выборов.

Новую правящую коалицию, обеспечившую себе 319 из 577 мест депутатов, составили: ФСП (относительное большинство - 245 мест), ФКП (37 мест), Демократическое движение граждан Ж.-П. Шевенмана (7 мест), экологи (8 мест), левые радикалы (13 мест). Республиканские правые (ОПР и СФД) получили соответственно 140 и 109 мест, что вместе с примыкающими к ним депутатами составило 257 мест, а НФ, за который проголосовали 15% избирателей, благодаря мажоритарной системе - лишь 1 место.

Предвыборная программа ФСП представляла собой скорее набор привлекательных намерений, чем четкий проект действий. Успех "плюралистической левой" был вызван прежде всего просчетами в политике правых сил: отходом Ж. Ширака от предвыборных обещаний, возвратом к проведению типично неоконсервативной политики с использованием технократических методов правления.

Сразу после выборов кабинет Жюппе ушел в отставку. Жак Ширак был вынужден предложить пост премьер-министра лидеру левой оппозиции Лионелю Жоспену. Так началось третье в истории Франции "сосуществование" теперь уже правого президента с левым премьер-министром.

В сложившейся обстановке президент Ширак назначил премьер-министром лидера победившей на выборах коалиции левых Лионеля Жоспена. Большинство министров сформированного Жоспеном правительства принадлежало к "послемиттерановскому поколению" Социалистической партии. Все они были сторонниками интегрированной Европы и умеренных социальных реформ.

Накануне президентских и парламентских выборов 2002 г. казалось, что социалисты сумели решить свои проблемы. Рейтинг Л. Жоспена на всем протяжении легислатуры был неизменно высоким, а ФСП по популярности заметно опережала правые партии и рассматривалась французами как явный лидер левого лагеря. Большинство экспертов называли Л. Жоспена и ФСП наиболее вероятными победителями в 2002 г.

Однако с приближением выборов стали проявляться просчеты в стратегии Л. Жоспена. Лидер социалистов явно переоценил приверженность французов теме перемен и не сумел прочно утвердить в массовом сознании свой сценарий модернизации. В ноябре 2000 г. только 16% опрошенных выступили за продолжение проводимого курса, тогда как 55 % требовали проведения "более социальной политики", причем явное большинство (65 %) понимали под этим расширение перераспределительных действий. Не более 25% назвали приоритетами дальнейших действий конкретные мероприятия по модернизации общества, а модернизацию общества в целом считали приоритетом лишь 6% опрошенных. При этом не оправдывались надежды на качественное изменение социальной базы ФСП. Так, лишь 28% кадров высказали удовлетворение правительственной политикой, а 50% лиц моложе 35 лет заявили о безразличии к действиям кабинета. В то же время упала популярность правительства среди "народных категорий". Лишь 24% рабочих и 15% служащих были удовлетворены политикой Л. Жоспена. Это дало основание партнерам ФСП, опасавшимся превращения в "младших братьев" социалистов, потребовать у Л. Жоспена изменения правительственной политики в более традиционном духе. Предпринятые Жоспеном шаги по усилению социальной окрашенности политики кабинета не позволили преодолеть разочарование французов политикой социалистов.

Результаты президентских выборов 2002 г., которым ещё накануне голосования предрекали стать самыми скучными в истории V Республики, поскольку все заранее были убеждены, что во второй тур пройдут Ж. Ширак и Л. Жоспен, и потому резкой смены правительственного курса не предвидится, вызвали настоящий шок во Франции и в мире. Волей избирателей Ле Пен с 17,2% голосов прошёл во второй тур, вместе с Ж.Шираком, набравшим 19,8%. Неслыханный успех Ле Пена явился в большей степени отражением катастрофической неудачи кандидата от социалистов, бывшего премьер- министра Л. Жоспена, набравшего всего 16,3% голосов. Помимо неудачной избирательной кампании Л. Жоспена, оказавшегося неспособным объединить левые силы и допустившего распыление голосов избирателей между несколькими кандидатами, от зелёных до троцкистов, поражение Л. Жоспена является следствием недовольства политикой правительства левых сил. Несмотря на все усилия, Жоспену не удалось решить проблему занятости, а его подход к проблеме безопасности, которая стала центральным вопросом избирательной кампании, кажется чересчур либеральным. По сути, первый тур президентских выборов 2002 г. продемонстрировал резкий рост "протестного" электората.

На выборах 2002 г. проекты Л. Жоспена и Ж. Ширака оказались очень схожими, что стало одной из причин поражения лидера социалистов. Среди других причин можно назвать вялое ведение Жоспеном предвыборной кампании, выдвижение большого числа кандидатов от левых партий, высокий уровень абсентеизма, особенно среди левого электората.

Дефицит новизны проявился и в программе ФСП на парламентских выборах. В сходном положении оказались и главные противники социалистов, однако для усиления их позиций Ж. Ширак предпринял ряд действий в обновленческом ключе (назначение премьер-министром Ж.-П. Раффарена, принятие новым правительством решений о сокращении налогов и усилении борьбы с преступностью, ускорение создания единой правой партии). Против социалистов сработало и негативное отношение французов к перспективе нового "сосуществования", в котором они стали видеть помеху для деятельности исполнительной власти, хотя до конца 90-х гг. рассматривали "сосуществование" как наиболее эффективный вариант организации правления.

После этого провала Жоспен ушёл не только с поста премьер-министра и председателя партии, но и вообще из политики (в 2005 году ненадолго вернулся к публичным заявлениям, агитируя за проект европейской конституции, но вновь безуспешно).