Введение
Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. (1, с.1)
Так, в выборах депутатов городской Думы IV созыва г. Муравленко ЯНАО 23 октября 2005 года приняло участие в среднем около 46 % избирателей (от 40 до 53,19 %) по десяти избирательным округам. (I).
В среднем по десяти избирательным округам около 226 голосов (от 172 до 292) подано "против всех" (II). В городскую Думу избраны 15 депутатов, набравших наибольшее количество голосов относительно других кандидатов и данное количество превысило число голосов "против всех". Пять мандатов депутатов остались незамещенными, так как по трем избирательным округам №№ 1,7,8 избрано по одному депутату, а по округу №6 - ни один. (2, с.1-5)
Таким образом, более половины граждан, имеющих право голоса, не приняли участие в выборах. Пять мандатов депутатов остались незамещенными ввиду того, что число голосов "против всех" превысило число голосов "за" кандидата. Данные факты могут служить показателем спокойствия общества, когда избиратель уверен в сегодняшнем и завтрашнем дне, спокоен и не интересуется политикой. С другой стороны, факт неучастия в выборах, а также голосования "Против всех кандидатов" может быть свидетельством не аполитичности, а раздражения и недоверия, когда страна (город) в кризисе, у человека низкий уровень доходов, он считает, что кто бы ни баллотировался в депутаты, президенты, мэры, все эти люди нечестные, они добиваются только доступа к власти, к "кормушке", жаждут привилегий лично для себя, а на народ и его реальные нужды им просто наплевать. Конечно, возможны и другие причины абсентеизма. Безусловно и то, что человек вправе сам принять решение об участии или неучастии в выборах, а также о том, "за" или "против" какого кандидата голосовать.
На наш взгляд, высокий процент неучастия в выборах, а также "протестное" голосование также являются следствием определенного уровня проведения предвыборной агитации, в том числе агитационных печатных материалов - обращений к избирателям. Основная цель последних очевидна - воздействовать на поступки, побудить к совершению определенного действия - проголосовать за кандидата.
Актуальность данного исследования очевидна, ведь в октябре 2006 года в г. Муравленко пройдут довыборы в городскую Думу. На сегодняшний день проблема формирования активной и грамотной гражданской позиции, проведения предвыборной агитации на профессиональной основе, а также принципах корректности и взаимоуважения стоит достаточно остро.
Цель работы: на основе анализа агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва мо г. Муравленко ЯНАО выявить "сильные" и "слабые" стороны, наиболее ошибкоопасные места данных текстов.
Сверхзадача работы: способствовать формированию активной и грамотной гражданской позиции избирателей, участников избирательного процесса (в том числе г. Муравленко).
Задачи:
1. изучить литературу, источники по теме исследования;
2. осуществить сбор агитационных печатных материалов, опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва мо г. Муравленко ЯНАО;
3. осуществить сбор и анализ статистических данных с составлением сводных таблиц, диаграмм о ходе и итогах выборов в депутаты городской Думы IV созыва мо г. Муравленко ЯНАО;
4. проанализировать особенности правового регулирования, порядок и правила проведения предвыборной агитации, в том числе осуществляемой посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов;
5. на основе изучения риторических особенностей агитационных предвыборных материалов (обращений), статистических сведений по выборам депутатов городской Думы IV cозыва г. Муравленко, осуществить содержательный анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва мо г. Муравленко ЯНАО;
6. использовать метод контент-анализа текстов (обращений) на основе разработки экспертного листа с целью получения количественной информации о их содержимом и дальнейшей статистической обработки и анализа.
7. привлечь внимание общественности города (потенциальных избирателей, участников избирательного процесса) к осознанному анализу материалов предвыборной агитации посредством выступлений по итогам исследования на научных конференциях, опубликования материалов работы в средствах массовой информации.
Объект исследования: предвыборная агитация.
Предмет исследования: агитационные печатные материалы (обращения), опубликованные в ходе выборов в депутаты городской Думы IV созыва г. Муравленко ЯНАО.
Методы исследования:
1) эмпирические: изучение литературы и документов по теме исследования, сбор и анализ статистических данных с составлением сводных таблиц, диаграмм, контент-анализ текста;
2) теоретические: теоретический анализ и синтез; моделирование.
Гипотеза исследования: если в процессе исследования нам удастся проанализировать особенности правового регулирования, порядок и правила проведения предвыборной агитации, в том числе осуществляемой посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов, а также на основе изучения риторических особенностей агитационных предвыборных материалов (обращений), статистических сведений о выборах, осуществить анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва г. Муравленко ЯНАО, то мы сможем оценить их качество, а также выявить "сильные" и "слабые" стороны, наиболее ошибкоопасные места данных текстов.
Краткий обзор литературы. В своей работе мы намереваемся использовать обширный круг источников, литературы по следующим направлениям:
особенности правового регулирования, порядок и правила проведения предвыборной агитации (№№ 1, 3,4);
риторические особенности призывающей к действию речи, обращения (№5);
методика контент-анализа (№14);
статистические сведения по выборам депутатов городской Думы IV созыва (№2);
образцы агитационных печатных материалов (обращений) кандидатов в депутаты городской Думы четвертого созыва г. Муравленко (№№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).
- Введение
- 1. Предвыборная агитация: особенности правового регулирования, порядок и правила проведения
- 2. Анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва МО г. Муравленко ЯНАО в соответствии с риторическими особенностями жанра обращения
- 3. Экспертный лист обращения: составление модели, контент-анализ обращений в соответствии с критериальной базой, подведение итогов
- Заключе-ние
- Заключение
- Заключение