logo search
Шпоры полнче(почти)

50. Политические взгляды м. Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди (1869 — 1948) (родился в Порбандаре, где были сильны традиции джайнизма, самой ненасильственной из индийских религий; учился в Англии; получил диплом адвоката; отправился в Южную Африку, столкнулся с расовой дискриминацией своих соотечественников и поклялся бороться с нею ненасильственными средствами).

Разработал способ ненасильственного сопротивления (сатьяграха) (борьба растянулась на 20 лет и закончилась компромиссом, но Ганди удалось сплотить индийскую общину, поднять ее дух и привлечь к ее судьбе всеобщее внимание).

Вернувшись в Индию, провел четыре местные кампании ненасильственного сопротивления против частных проявлений несправедливости со стороны плантаторов, капиталистов, таможенных властей (принесли ему популярность, титул Махатма (великая душа) и поставили его в центр индийской политической жизни).

Ганди внушил стране две идеи:

1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него;

2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составляющие большинство в ИНК (Индийском национальном конгрессе), а массы (крестьяне, рабочие, городская толпа).

Сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию).

Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах).

Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями (отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров).

Став лидером ИНК, в течение 30 лет руководил индийским национально-освободительным движением и привел его к победе.

Особенности теории.

Ненасилие — не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала (конечная цель нравственных поисков — спасение души, слияние с абсолютом).

Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой; она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом страстей, увеличила его способность причинять вред и разрушать).

Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм).

Картина всеобщего благоденствия (сарводайя) — идиллическое изображение простой сельской жизни 9индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми; обеспечено справедливое распределение; эксплуатация изживается без насилия (помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся); потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов).

Сарводайя в политическом отношении — федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма (в идеале субъект объединения — не община, деревня, а личность; не нужны армия, полиция; ненасильственное государство).

Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека.

Переходная форма — преимущественно ненасильственное государство (сохраняются вооруженные силы; не упразднено социальное неравенство и эксплуатация; государство регулирует вознаграждение, выплачиваемое опекунам, решает вопрос об их преемниках, поощряет кустарную промышленность, управляет национализируемыми предприятиями, контролирует использование лесов, ископаемых, источников энергии, средств связи).

Идеал Ганди — один из вариантов утопического социализма с примесью ненасильственного анархизма.

Обеспечение мира на Земле (ненасилие предполагает пацифизм, полное отрицание войны, в том числе вооруженного сопротивления агрессии).

Отношение к кастам (видел в древней системе четырех варн разумный социальный порядок, основанный на разделении труда, но в то же время не признавал бесчисленных каст, не одобрял запрещение межкастовых браков; призвал к межкастовому общению, отсек представления о благородных и низких; поставил единство человеческого рода над варнами и провозгласил физический труд обязанностью всех варн).

Чужд религиозного фанатизма и нетерпимости (отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения межу всеми религиозными общинами; был убежден в общности всех религий и хотел видеть в них средство объединения людей).

Социальные вопросы (ограничивался умеренными требованиями, касающимися частных улучшений жизни и быта трудящихся масс; ради сохранения единства нации в антиимпериалистической борьбе призывал отложить до завоевания независимости попытки реформировать внутренние социально-экономические отношения).

Реальная часть политической программы (требования независимости и применение ненасильственных методов борьбы).

Понятие сатьяграха (ненасильственное сопротивление) ввел, чтобы не смешивать свой метод с пассивным сопротивлением (сатьяграха — не тактика, а убеждение, основана на уважении и любви к противнику, предполагает активные формы протеста; основана на убежденности в божественном характере души, единой во всех людях и неизбежно откликающейся на любовь).

Понятие ахимса (ненасилие) (в негативном плане это неприменение силы; позитивная сторона — любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование).

Этическая основа тактики ненасилия (цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту, раскаяться и по своей воле удовлетворить справедливые требования).

Ненасильственное сопротивление при всей своей активности носит страдательный характер (в высших формах — жертвенный).

Формы массовой сатьяграхи (несотрудничество с властями, приостановление работы, пикетирование, отказ от уплаты налогов, гражданское неповиновение (неисполнение законов); исключал конспирацию как симптом потенциального насилия).

Сатьяграха — не стихийное проявление протеста (тщательно готовил, четко определял формы и степень несотрудничества и гражданского неповиновения).

Ненасильственное сопротивление стало главной формой национально-освободительного движения в Индии (четко отделив национальную борьбу от социальной Ганди сумел обеспечить национальное единство при гегемонии буржуазных кругов, доминировавших в ИНК(строжайшая дисциплина и сосредоточенность всех функций по руководству в руках Ганди сдерживали от эксцессов социальной борьбы и насилия, позволяли национальному капиталу не опасаться за свое будущее)).