50. Политические взгляды м. Ганди
Мохандас Карамчанд Ганди (1869 — 1948) (родился в Порбандаре, где были сильны традиции джайнизма, самой ненасильственной из индийских религий; учился в Англии; получил диплом адвоката; отправился в Южную Африку, столкнулся с расовой дискриминацией своих соотечественников и поклялся бороться с нею ненасильственными средствами).
Разработал способ ненасильственного сопротивления (сатьяграха) (борьба растянулась на 20 лет и закончилась компромиссом, но Ганди удалось сплотить индийскую общину, поднять ее дух и привлечь к ее судьбе всеобщее внимание).
Вернувшись в Индию, провел четыре местные кампании ненасильственного сопротивления против частных проявлений несправедливости со стороны плантаторов, капиталистов, таможенных властей (принесли ему популярность, титул Махатма (великая душа) и поставили его в центр индийской политической жизни).
Ганди внушил стране две идеи:
1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него;
2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составляющие большинство в ИНК (Индийском национальном конгрессе), а массы (крестьяне, рабочие, городская толпа).
Сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию).
Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах).
Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями (отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров).
Став лидером ИНК, в течение 30 лет руководил индийским национально-освободительным движением и привел его к победе.
Особенности теории.
Ненасилие — не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала (конечная цель нравственных поисков — спасение души, слияние с абсолютом).
Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой; она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом страстей, увеличила его способность причинять вред и разрушать).
Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм).
Картина всеобщего благоденствия (сарводайя) — идиллическое изображение простой сельской жизни 9индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми; обеспечено справедливое распределение; эксплуатация изживается без насилия (помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся); потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов).
Сарводайя в политическом отношении — федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма (в идеале субъект объединения — не община, деревня, а личность; не нужны армия, полиция; ненасильственное государство).
Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека.
Переходная форма — преимущественно ненасильственное государство (сохраняются вооруженные силы; не упразднено социальное неравенство и эксплуатация; государство регулирует вознаграждение, выплачиваемое опекунам, решает вопрос об их преемниках, поощряет кустарную промышленность, управляет национализируемыми предприятиями, контролирует использование лесов, ископаемых, источников энергии, средств связи).
Идеал Ганди — один из вариантов утопического социализма с примесью ненасильственного анархизма.
Обеспечение мира на Земле (ненасилие предполагает пацифизм, полное отрицание войны, в том числе вооруженного сопротивления агрессии).
Отношение к кастам (видел в древней системе четырех варн разумный социальный порядок, основанный на разделении труда, но в то же время не признавал бесчисленных каст, не одобрял запрещение межкастовых браков; призвал к межкастовому общению, отсек представления о благородных и низких; поставил единство человеческого рода над варнами и провозгласил физический труд обязанностью всех варн).
Чужд религиозного фанатизма и нетерпимости (отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения межу всеми религиозными общинами; был убежден в общности всех религий и хотел видеть в них средство объединения людей).
Социальные вопросы (ограничивался умеренными требованиями, касающимися частных улучшений жизни и быта трудящихся масс; ради сохранения единства нации в антиимпериалистической борьбе призывал отложить до завоевания независимости попытки реформировать внутренние социально-экономические отношения).
Реальная часть политической программы (требования независимости и применение ненасильственных методов борьбы).
Понятие сатьяграха (ненасильственное сопротивление) ввел, чтобы не смешивать свой метод с пассивным сопротивлением (сатьяграха — не тактика, а убеждение, основана на уважении и любви к противнику, предполагает активные формы протеста; основана на убежденности в божественном характере души, единой во всех людях и неизбежно откликающейся на любовь).
Понятие ахимса (ненасилие) (в негативном плане это неприменение силы; позитивная сторона — любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование).
Этическая основа тактики ненасилия (цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту, раскаяться и по своей воле удовлетворить справедливые требования).
Ненасильственное сопротивление при всей своей активности носит страдательный характер (в высших формах — жертвенный).
Формы массовой сатьяграхи (несотрудничество с властями, приостановление работы, пикетирование, отказ от уплаты налогов, гражданское неповиновение (неисполнение законов); исключал конспирацию как симптом потенциального насилия).
Сатьяграха — не стихийное проявление протеста (тщательно готовил, четко определял формы и степень несотрудничества и гражданского неповиновения).
Ненасильственное сопротивление стало главной формой национально-освободительного движения в Индии (четко отделив национальную борьбу от социальной Ганди сумел обеспечить национальное единство при гегемонии буржуазных кругов, доминировавших в ИНК(строжайшая дисциплина и сосредоточенность всех функций по руководству в руках Ганди сдерживали от эксцессов социальной борьбы и насилия, позволяли национальному капиталу не опасаться за свое будущее)).
- 1. Предмет иппу, обьект иппу
- 2. Брахманизм, законы Ману.
- 3. Буддизм ,и его идеология
- 4. Даосизм. Принципы недеяния.
- 5. Конфуцианство.
- 7. 2 Проэкта идеального государства Платона
- 8. Аристотель
- 9. Современная форма правления Полибия.
- 10. М т Цицерон. Идеальный государь, идеальный гражданин.
- 13. Августин Аврелий, Фома Аквинский о государстве и формах правления.
- 14. Ереси ,Инквизиция, Реформация.
- 15. История возникновения ислама
- 16. Халифат и основы мусульманской идеологии
- 17. Марсилий Падуанский.
- 18. П и п воззрения Древней Руси: Слово о законе и благодати, Поучения Вл. Мономаха.
- 19 Социальный и политический статус политической власти Московскеого государства 15-16 век (стяжательство и нестяжательство)
- 21. Общетвенно-политическая мысль московского государства 16 столетия: а. Курбский, Иван 4.
- 217 § 6. Политические взгляды Ивана Грозного
- 218 Глава 9 Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII в
- 219 § 7 Политические воззрения а.М. Курбского
- 22. Политическо-правовые взгляды Петра 1 и Татищего
- 23. А.Н. Радищев
- 24. П.И. Пестель
- 25. Н.М. Муравьев
- 26. Западники и Славянофилы
- 27. П и п взгляды революционных демократов(Герцен ,Чернышевский)
- 29. П и п взгляды в. И. Ленина
- 30. И. В. Сталин
- 31. Н. Макиавелли
- 34. Учение ж Бодена о Государстве
- 35. Пп Учение Вольтера
- 36. Пп учение ш л Монтескье
- 39. Историческая Школа права Германии.
- 40. П и п воззрения Канта
- 41. Уение Гегеля о государстве и праве
- 42. Унитаризм и. Бентама
- 43. Французский либерализм (б. Констан)
- 44. Русский либерализм (Чичерин)
- 45. П и п взгляды к. Маркса
- 46. П и п взгляды ф. Ницше
- 49. Позитивизм г. Кельзена
- 50. Политические взгляды м. Ганди