Глава IV. Геополитический вызов
цивилизационной идее..........198
1.Девяностые годы: смена
вех.....198
2.Политическое и цивилизационное
самосознание России: точки
пересечения...................211
3.Россия в Евразии: вызовы и
ответы........................241
Предисловие
Смотри, как запад
разгорелся
Вечерним заревом
лучей,
Восток померкнувший
оделся
Холодной, сизой
чешуей
В вражде ль они
между собою?
Иль солнце не одно
для них
И, неподвижною
средою
Деля, не съединяет
их?
Ф.Тютчев
Под цивилизационным процессом можно
понимать и встречу "варваров" с
цивилизацией, которая вовлекает их в
орбиту своего влияния, и встречу двух
цивилизаций, под влиянием которой обе
меняются (как правило, неодинаково),
и, наконец, глобальный сдвиг
общемировой цивилизации (например,
переход к информационному обществу).
5
Когда мы говорим о России в
цивилизационном процессе, то имеются
в виду все эти моменты. Наша
модернизация - это изживание архаики,
то и дело оборачивающейся внутренним
варварством - грубо неадекватными
реакциями на современный мир. Но эта
же модернизация выступает как ответ
на вызов со стороны динамичной
западной цивилизации: предстоит либо
достойно ответить на этот вызов, либо
капитулировать, превратившись в
периферию этой цивилизации. И,
разумеется, нынешняя модернизация тем
отличается от предыдущих, что
протекает в контексте общемирового
сдвига, связанного с переходом от
индустриального общества к
постиндустриальному. Даже в
обществах, не успевших завершить
предыдущую стадию индустриализации,
постиндустриальный контекст должен
учитываться: никто не может
уклониться от глобальных, об-
щепланетарных тенденций. Да и природа
современного человека такова, что он
не может удовлетвориться вчерашним
днем более развитых обществ: его
достоинство требует целей,
находящихся на уровне "мировых стан-
дартов".
Адекватное понимание
цивилизационного процесса требует
6
существенного преобразования
методологии и понятийного аппарата
социальных наук.
В целом, цивилизационная доминанта
в социальных науках уже не вызывает
сомнений. Она появилась в ответ на
поразительную бесчувственность
прежнего "технократического" сознания
к проблемам социокультурного
"подтекста" современной
экономической, политической и
технологической динамики, к
последствиям нового диалога Востока и
Запада, Севера и Юга.
Представление об общественном
прогрессе как о системе изначально
универсалистских импульсов, авто-
матически действующих в любой
национально-культурной среде,
игнорировало культурную морфологию
современного мира. Пожалуй, именно
это представление о культурно-
нейтральных механизмах прогресса
породило попытки механического
переноса институтов западной
демократии на российскую почву без
учета трудностей, сопутствующих
социокультурным барьерам.
Цивилизационный подход связан
сегодня с решением ряда проблем,
имеющих, наряду с теоретико-ме-
тодологическим, и важнейшее
практически-политическое значение.
7
В первую очередь эта проблема
соотношений общецивилизационных
универсалий и региональной
(национальной) специфики. Связаны ли
эти универсалии с изначальным
"генетическим кодом" - своего рода
наследственной программой
человечества, постепенно и неуклонно
реализуемой на протяжении всей
истории, или они выступают как
результат диалога множества культур и
так же проблематичны, как и
проблематичен сам этот диалог,
подчиняющийся импульсам таинственного
мирового цикла: чередованию фаз
интеграции и дифференциации,
"экуменизма" и изоляционизма.
Не меньшее значение имеет проблема
соотношения цивилизованной
стабильности и исторического творче-
ства, нарушающего эту стабильность и
вызывающего гигантские пертурбации.
Не случайно недавно возник миф о
"конце истории" - в известной мере он
представляет собой реакцию
цивилизованного сознания, жаждущего
порядка и предсказуемости, на опасные
стихии истории, породившие невиданные
катаклизмы XX века.
Массовое историческое творчество в
нашем веке нередко воодушевлялось
эсхатологическими упованиями на
роковой момент "окончательной
8
схватки" сил Добра и Зла и вхождения
в земной рай путем коллективной ис-
купительной жертвы.
В противовес этому цивилизованное
сознание больше ориентировано на
"срединное" время, удаленное от
опасных космогоний "начала" и "конца"
истории. Ему ближе светское
восприятие небезупречного "града зем-
ного", который нельзя превратить в
рай, но можно постепенно и осторожно
совершенствовать. Здесь решающее
значение приобретает вопрос о том,
достанет ли терпения у всех "изгоев"
современной цивилизации (голодных
масс третьего мира, люмпенов и
маргиналов - жертв ускоренных
модернизаций и других пасынков
прогресса) удовольствоваться крайне
медленными, и к тому же
негарантированными подвижками в
лучшую сторону. Достаточно ли прочна
ткань современной цивилизации, чтобы
не прорваться под воздействием тол-
чков неистового "историзма"?
Наконец, третья проблема касается
трудностей цивилизационного выбора. В
прежней формационной парадигме эта
проблема не имела места: у всех
народов единый удел, всех неудержимо
влечет эскалатор прогресса, выносящий
наверх, к заранее предопределенному
будущему. Однако в горизонте
9
открытой, заранее не предопределенной
истории такой эскалатор не просмат-
ривается. Историческое творчество не
подчинятся великим учениям: оно,
одновременно, является и свободным
для импровизаций, и "слепым" по части
своих отдаленных последствий. Оно
осуществляется в поле взаимодействия
собственного исторического прошлого
(давления национальных традиций),
современного опыта и внешних влияний
(главным образом, со стороны наиболее
преуспевающих народов, играющих роль
"референтной группы" - предмета
зависти и подражания). Относительное
влияние этих трех составляющих
никогда не бывает постоянным и
предопределенным - в этой
неопределенности и таится источник
свободы цивилизационного выбора.
В то же время поведение народа в
зоне исторического творчества (в
особенности, в рисковые переходные
эпохи) должно вписываться в систему
цивилизованных норм и ожиданий -
подобно тому, как личные социальные
импровизации индивида не должны
нарушать общезначимых кодексов
поведения.
Сегодня, после опыта гигантских
катастроф XX века, это обретает
особое значение. Индивидуальный
исторический выбор народа не может
10
делаться в духе "отклоняющегося
поведения", осуждаемого всей мировой
цивилизацией. Таким образом,
соотнесенность исторического
творчества - своеобразного
самоопределения народа перед лицом
будущего - с цивилизационными
универсалиями, с задачами сохранения
общепланетной стабильности, является
важнейшим условием благополучия.
Ценности своеобразия и
самобытности, столь важные для
сохранения национальной идентичности,
не должны сопровождаться
цивилизационной отлученностью того
или иного народа, его планетным
"изгойством". Ибо цивилизованное
сообщество сегодня - это уже не
абстракция, а специфическая
социокультурная реальность,
мобилизующая свои кодексы в борьбе с
опасными стихиями варварства.
Наряду с "объективными
закономерностями", в которых
проявляется давление обстоятельств,
национальный выбор ограничен и
"субъективными закономерностями" -
нормами цивилизованного общежития,
выстраданными современным
человечеством. Сегодня они вновь
подвергаются опасному испытанию. Мы
видим это на примере застопорившегося
хельсинкского процесса и
11
активизировавшегося международного
соперничества за оставленное
"советское наследство".
Человечество неожиданно оказалось
перед лицом новой глобальной проблемы
- проблемы неустроенного и
перекраиваемого пространства бывшего
Советского Союза. Требуется не только
активизация соответствующих
реформационно-модернизаторских
усилий, но и разработка новых
международных кодексов, запрещающих
злоупотребления "сильных" в отношении
законных интересов "слабых" или
испытывающих временное
"замешательство". Эти злоупотребления
испытывает на себе и Россия,
национально-государственные интересы
которой откровенно ущемляются.
Инерция прежнего мышления
сказывается в привычке рассматривать
глобальные проблемы в контексте новых
амбиций преобразующего разума, под
знаком новых технологий; но сегодня
их, в первую очередь, необходимо
рассматривать в контексте новых норм
- гуманистических универсалий.
Технологии - орудие преобразующего
разума, наследующего титанизм
индустриальной эпохи. Нормы -
средства стабилизирующего разума,
сочетающего прометееву волю Запада с
древней мудростью Востока. Дилемму
12
"отсталое или передовое" он
корректирует посредством другой
дилеммы: "порядок или хаос".
На этот разум мы возлагаем сегодня
наши надежды на преодоление
неожиданно прорвавшихся слепых сти-
хий, грозящих самому нашему
существованию.
13