Глава III. Информационные стратегии в
контексте межкультурного диалога
Нам предстоит оценить истоки
общественно-исторической драмы,
переживаемой Россией в настоящий
период. С одной стороны, она
разделает судьбу всех обществ,
вступивших в фазу модернизации,
которая чаще всего сопровождается
культурным и институциональным
кризисом, усугубляемым
неэквивалентным информационным
обменом с развитыми странами Запада.
В таких обществах особенно велик
разрыв между темпами общего
информационного накопления (куда
вносят свой вклад более развитые
общества, поставляющие множество
информации на экспорт) и возможно-
стями социально-прикладного,
технологического использования
получаемой информации. Не находя себе
целенаправленного практического
применения, эта информация становится
ферментом, подтачивающим все
общественные институты, а также
нравы, традиции, нормы, идеалы.
С другой стороны, Россия испытывает
особое давление, связанное с
278
положением бывшей сверхдержвы,
потерпевшей поражение в третьей
мировой войне (к счастью,
"холодной"). Структурные сдвиги
модернизационного процесса протекают
во внешнеполитических и
геополитических условиях, близких
положению стран, подписавших
капитуляцию в 1945 г.
Отличие в том, что политическая
элита этих стран отдавала себе в этом
полный отчет - ее сознание было
адекватным ситуации, тогда как наша
правящая элита соответствующего
отчета себе не отдает: ее сознание в
стратегических вопросах отличается
неадекватностью. Преобладает
поверхностный оптимизм, связанный с
упованиями на естественную
солидарность Запада и гостеприимство
хозяев "общего европейского дома",
заждавшихся желанную гостью - Россию.
Между тем отношение Запада сегодня
отличается двойственностью. Некоторые
круги сохраняют память о России как о
европейской державе-союзнице и видят
в ней культуру сестринского типа
(являющуюся, наряду с западной, до-
черью единой греко-римской
цивилизации), которой необходимо
помочь вернуть утраченную европейскую
идентичность.
279
Другие видят в ней всего лишь
восточного монстра, долгие годы
нависавшего мрачной тенью над Европой
и наконец-таки разваливающегося. В
целом со стороны Запада сказывается
инерция милитаристского сознания,
сформировавшегося в условиях
длительной холодной войны и сегодня
ориентированного на безоговорочную
капитуляцию поверженной сверхдержавы.
Не видеть этой стороны, значит
допустить стратегический просчет в
оценке современной глобальной
геополитической ситуации. Сегодня на
цивилизационном уровне более уместны
не благодушие и наигранный оптимизм,
а тревога и озабоченность -
проявления мобилизованного
национального самосознания в
критической ситуации.
В своих отношениях с Россией, как и
в других глобальных вопросах, Запад
подвержен синдрому раздвоенного
сознания. Долгосрочная перспектива
диктует один тип поведения,
краткосрочная - другой, нередко
противоположный.
В долгосрочной перспективе Запад не
может не быть заинтересован в
восстановлении стратегической
стабильности на Востоке. А эта
стабильность, как уже говорилось в
предыдущей главе, неотделима от
280
статуса России как "второго Рима".
История последних нескольких лет
ознаменовалась экспериментом,
подтверждающим старую истину: без
организующей роли России евразийское
пространство "взрывается", порождая
цепную реакцию неостановимых
этнических конфликтов, имеющих
непредсказуемые последствия.
Возрождение России как сверхдержавы
дает максимально возможную
стабильность в максимально сжатые
сроки. Если же исходить из
перспективы окончательного
превращения России в державу второго
ранга, то глобальная стабильность в
целом становится проблематичной.
Запад избавляется от могущественного
соперника, но мир в целом попадает в
зону риска.
Во-первых, это риск неостановимых
гражданских и этнических войн на
огромной территории, напичканной
ядерным оружием и атомными
реакторами. Во-вторых, это риск,
связанный с устранением России как
цивилизационной "дамбы", издавно
отделяющей относительно стабильное
пространство Запада от "стихий"
Востока. Мир уже имеет опыт
относительно того, как ведет себя
Россия в качестве сверхдержавы. Но
опыта того, как в этом качестве будут
281
себя вести сверхдержавы, возникающие
на Востоке и лишенные традиционного
противовеса со стороны России, мир
пока что не имеет.
Давние воспоминания, сохраненные
историей, особого оптимизма на этот
счет не внушают. Тяжба за наследие
"второго Рима" и за передел
пространства, оставленного бывшим
СССР, может обернуться милитаризацией
всей общественной жизни большинства
государств современного мира и
ввергнуть планету в ситуацию не-
стабильности на многие десятилетия.
Словом, к известным глобальным
проблемам, поднятым в свое время
"Римским клубом", добавилась новая,
связанная с крушением биполярной
структуры мира и сопутствующей этому
угрозой долговременного
геополитического хаоса.
Крушение биполярной структуры
закономерно, но остается открытым
вопрос о том, что идет ей на смену.
Сегодня становится ясным, что
наибольшую опасность для мировой
цивилизации представляет
неуправляемый мир, с вырвавшимися на
свободу древними языческими
(этническими) стихиями. Наиболее
вероятной альтернативой является,
очевидно, переход от биполярного к
полицентричному миру, одним из
282
центров которого в традиционной
евразийской нише выступала бы Россия.
Нам предстоит оценить общие
социокультурные предпосылки
стабилизации евразийского региона,
организуемого Россией как наследницей
Византии.
1. Стабильные и нестабильные
политические культуры в условиях
внешнего вызова
Острота проблем национальной
культуры вообще, политической
культуры, в частности, возрастает на
фоне новой встречи цивилизаций
Востока и Запада.
В опыте модернизации обнаружено,
что даже новые промышленные
технологии невозможно произвольно
пересаживать в любую культурную
почву; будучи импортированными с
Запада на Восток, с Севера на Юг, в
развивающиеся страны, они дают
заметно меньший эффект, хуже
приживаются. Это тем более
справедливо в отношении новых
общественных институтов: импорти-
рованный извне парламентаризм,
импортированный институт
президентства и тому подобное
оставляют впечатление глубокой
283
профанации. Поэтому учет культурного
контекста становится решающим
условием успешности системных
социальных нововведений и модерни-
заций. Сегодня одной из наиболее
"культуроцентричных" дисциплин,
относящихся к системе социально-
философского знания, является срав-
нительная политология. Ее изыскания
представляют особый интерес для
страны, в очередной раз поставившей
под сомнение свое общественно-
историческое наследие; процедура
межкультурного, межцивилизационного
сравнения становится у нас не только
заботой специалистов, но и искусом
массового сознания, болезненно
переживающего столь резкое понижение
в статусе бывшей страны
"первопроходца".
Выше (гл. I) уже упоминалась
ставшая хрестоматийной классификация
политических культур Г.Алмонда,
выделившего англо-американскую
политическую культуру как
центристско-стабильную и проти-
вопоставившего ей поляризованные и
поэтому нестабильные. Алмонд, как и
большинство теоретиков "атлантизма",
склонен выстраивать пространственно-
временную иерархию политических
культур, располагая их на "оси
прогресса": американская выступает
284
эталоном современной культуры, другие
призваны эволюционировать в том же
направлении. Здесь мышление атланти-
стов в чем-то поразительно напоминает
марксистское: та же единая линейная
перспектива, те же неумолимые
императивы прогресса. Однако, глядя
на эволюцию политических институтов
послевоенной Германии или Японии, мы
убеждаемся, что здесь внешний,
экзогенный фактор играет большую
роль, чем внутренний.
В свое время Р.Арон назвал
демократию в ФРГ "импортированной".
Не означает ли это, что при ослаб-
лении давления прежнего "экзогенного
фактора" эволюция данной страны
способна совершить очередной зигзаг,
не укладывающийся в рамки атлантизма?
Недавнее объединение Германии дает
повод всерьез об этом поразмышлять.
Здесь мы видим, что дихотомия
Алмонда, противопоставляющая англо-
американскую политическую культуру
континентально-европейской, как и
дихотомии М.Вебера или Густава Ле
Бона, акцентрирующие различия
протестантской и католической Европы,
"латинских" и "германских" народов,
не всегда эвристичны. В 70-х годах в
ряде ведущих стран Западной Европы
наметились тенденции, удаляющие их от
"атлантического образца". Самое
285
удивительное при этом то, что они
охватили Великобританию, тем самым
поставив под сомнение эвристическую
ценность понятия "англо-
американизма". До этого времени
политическая культура Великобритании
соответствовала эталону центризма.
Лейбористы слева и "тори" справа
тяготели к центру, где
концентрировался прагматичный и
благонамеренный британский
избиратель. И вдруг происходит
внезапное полевение лейбористов, их
отход от центризма. В качестве
реакции намечается радикализация
консерваторов, заметно дрейфующих
вправо. В результате в традиционном
центре образуется заметный вакуум:
британская политическая культура
словно бы заимствует континентальную
модель политической поляризации (см.
рис. 2). Аналогичные сдвиги
происходят в то же время в ФРГ.
Прежняя система "двух с половиной
партий" в этой стране была
центричной. Умеренная "половинная"
партия свободных демократов "делала
правительство": социал-демократы, как
и христианские демократы, побеждали
только в коалиции с этой небольшой
партией, демонстрируя, каждая со
своей стороны (с "левой" или "правой"
частей политического спектра) им-
286
пульсы в сторону "центра" (см.
рис. 3). С появлением значительно
более радикальной партии "зеленых"
для обеих крупных партий возникла
альтернатива центризму. Теперь
социал-демократы могли рассчитывать
на получение голосов большинства,
двигаясь не вправо, к центру, а
влево, в коалиции с "зелеными" или с
целью захвата их электората. В
противовес левому радикализму
"зеленых" (на специфике их
радикализма мы здесь не будем
останавливаться) партия свободных
демократов эволюционирует вправо.
Таким образом, вместо центристских
коалиций намечаются две полярные:
левая, объединяющая социал-демократов
и "зеленых" и правая, объединяющая
христианских демократов со свободными
демократами (см. рис. 4).
Во Франции примерно в эти же годы
происходит усиление традиционной для
этой страны партийно-политической
поляризации.
287
Рис.2.
Рис.3.
288
Рис.4.
К началу 80-х годов наблюдается
заметное "полевение" партии
социалистов и намечается ее коалиция
с коммунистами. Эта коалиция и
побеждает на выборах в мае 1981 года,
когда ее лидер Ф.Миттеран выдвинул
свою концепцию "rupture" (поворота,
перелома истории). Но вера в новое
общество и нового человека - это
нечто, явно противоречащее философии
политического центризма. Как уже
отмечалось выше, центризм как
искусство мирного сосуществования с
оппонентами в политическом
пространстве тем самым обеспечивает и
высокую преемственность во времени:
каждая из победивших центристских
коалиций более склонна к приятию
исторического наследия, чем к его
решительному пересмотру.
В начале 80-х годов Франция была
еще менее "центричной", чем в
предшествующий период и в этом
отношении ее политические тенденции
вписывались в общий социокультурный
"сдвиг", наметившийся в Западной
Европе. В левой части внезапно
поляризованного политического спектра
возник феномен, получивший в кругах
289
НАТО название "левого национализма",
направленного одновременно и против
союза с США, и против европейской
интеграции. Обнаружилось, таким
образом, что если "центризм"
способствует консолидации Запада, и
на уровне отдельных стран и на
цивилизационном уровне в целом, то
"поляризация" подрывает его основы с
обеих сторон. Не случайно именно
тогда в Кремле возникла концепция
"финляндизации" Западной Европы,
отрыва ее от США и "нейтрализации" ее
внешней политики в духе, угодном
СССР. Ракеты "СС-20", опасные для
Западной Европы, призваны были
служить аргументом в пользу такой
нейтрализации. Советская дипломатия
"деликатно" давала понять европейцам,
что в случае "ядерной кастрации" их
военного потенциала с помощью
хирургически точных "СС-20" их страны
окажутся совершенно беззащитными
перед натиском советских танковых
дивизий, а на эффективное вмеша-
тельство США вряд ли стоит
рассчитывать: оно оказалось бы
таковым лишь в случае использования
межконтинентальных баллистических
ракет, то есть стратегии тотального
самоуничтожения, на что "разумные
эгоисты" американцы вряд ли когда-
нибудь пойдут. Удивительно, что этот
290
военно-стратегический натиск на
Западную Европу с Востока совпал с
пиком восточной экзальтации ее
интеллектуалов и молодежи. Никогда
еще базовые принципы Запада, основы
его жизнестроения не подвергались
столь мощной атаке со стороны новых
левых, хиппи, "зеленых", а также
прозелитиов дзен-буддизма и других
восточных религий. Активно форми-
ровался саморазрушительный образ
хищной и аморальной "потребительской"
цивилизации, индустриального мутанта,
враждебного природе и культуре,
противостоящей всему остальному миру,
а также всей мировой истории и
традиции. Не случайно ортодоксы
атлантизма в этот период стали
говорить о хрупкости западной циви-
лизации, о ее одиночестве в мире
враждебных народов и культур.
Осуждалась и "пятая колонна" левых
интеллектуалов. Ж.Эллюль писал:
"Перед лицом растущей ненависти и
осуждения в адрес западного мира,
которые сопровождаются
самоубийственной восточной экзальта-
цией многих европейцев, для меня,
давнего критика технической
цивилизации, становится обязанностью
показать, что Запад есть и нечто
совсем другое - непреходящая духовно-
историческая ценность современного
291
мира и что конец Запада являлся бы в
настоящих условиях и концом
цивилизации вообще"1. Сегодня многим
нашим "западникам" всемирная история
представляется в виде неуклонной
поступи победоносной западной ци-
вилизации, всюду демонстрирующей свои
преимущества. Эта линейная
перспектива - наследие старого лап-
ласовского разума вкупе с
марксистским историческим монизмом -
игнорирует реальные альтернативы, а
также соблазны и искушения человека в
истории, которые сами по себе
принадлежат не к миру незначащих
иллюзий, а имеют онтологический
смысл: способны увлечь человеческие
общества на неожиданный путь,
невразумительный для адептов теории
прогресса.
Нынешний статус Запада, полученный
в результате краха тоталитарной
сверхдержавы и ее сателлитов, отнюдь
не является закономерным итогом и
единственно возможной перспективой
истории. В этом нас убеждает опыт 70-
х годов - периода активной ревизии
статуса и роли Запада в мировой
культуре. Вообще, человеческая
история экзистенциальна; любые ее
____________________
1 Ellule J. Trahison de l'Occident.
P., 1975. P. 7.
292
повороты, достижения и итоги не стоит
натурализировать в духе
"окончательных завоеваний", "полных и
окончательных побед". Весьма
характерно, что периоды тотальной не-
стабильности Западного и Восточного
"блоков" оказались столь близкими во
времени. Западные поляризированные
политические культуры обнаружили наи-
большую уязвимость на рубеже 60-70-х
годов - в левой фазе своего
политического цикла - когда электорат
сдвигается в точку А.
Рис. 5
Когда такой сдвиг происходит
одновременно в целом ряде ведущих
стран Запада, это создает небезопас-
ный резонанс - цивилизационный
вакуум, благоприятствующий экспансии
Востока. "Неоконсервативная ре-
293
волюция", происшедшая на рубеже 70-
80-х годов, представляла собой
небезуспешную политику ускоренного
выхода из опасной фазы либо путем
перехода от полярной к центристской
системе, как это произошло во
Франции, либо резкой активизации
правой части политического спектра
(США, Великобритания, ФРГ).
К середине 80-х годов смену фаз
переживает наша политическая культура
в духе цивилизационного проти-
вопоставления "западников" и
"восточников".
Восточническая фаза В
(представленная концепцией
антиимпериалистического союза
социалистических стран с третьим
миром) сменяется западнической фазой
А.
Рис. 6.
294
Именно в этой фазе российская
культура оказывается наиболее
уязвимой для дестабилизирующих воз-
действий со стороны Запада. На рубеже
80-90-х годов имеет место
симметричный ответ Запада на недавний
замысел "финляндизации": происходит
"нейтрализация" внешней политики
восточкой сверхдержавы. Далее от-
крывается перспектива перехода от
"финляндизации" к капитуляции. Надо
сказать, что для цивилизационной
идентичности России "западническая"
фаза более опасна, чем
"восточническая". Начиная с нового
времени Запад объективно играет роль
референтной группы для всей ойкумены,
бросив успешный вызов всем культурам
традиционалистского типа. Поэтому в
тех случаях, когда у власти в какой-
либо стране, не принадлежащей к за-
падному миру, оказываются
"западники", происходит тотальное
социокультурное разоружение,
угрожающее потерей национальной
идентичности. Это целиком относится и
к России.
Напротив, в отношениях с Востоком
сама Россия зачастую выступает в роли
референтной группы. Поэтому приход к
власти "восточников" хотя и создает
угрозу деформации срединного
295
цивилизационного образа России в
качестве страны-посредника между
Западом и Востоком, тем не менее не
угрожает ее статусу в качестве
великой самобытной страны. В плане
социокультурной идентичности
"восточническая" фаза политического
цикла оказывается для России менее
опасной, чем "западническая".
Основной парадокс модернизации
состоит в том, что условием ее
эффективности является сочетание
традиционной аскезы (зависящей от
сохранения национальной идентичности)
с готовностью к новациямю.
Если посмотреть на послевоенную
модернизацию стран Тихоокеанского
региона, мы там увидим сочетание
сильной централизованной власти с
модернизаторскими устремлениями всего
общества. Необычайно высокая, по
сравнению с западными странами, доля
накопления в Японии связана со
слабыми профсоюзами, защищающими
права потребителей, и сильными пози-
циями авторитарных инвесторов.
"Решающая проблема модернизации
касается того, в какой мере могут
сокращаться доля заработной платы в
национальном доходе и покупательная
способность масс, не провоцируя, в то
же время волну политического
возмущения, способную поставить под
296
угрозу планы руководителей"2. Но
здесь и вступают в дело факторы,
относящиеся к соотношению условий
общего информационного накопления с
экономическими.
В странах, сохранивших традиционную
аскезу в условиях длительной изоляции
от социокультурных провокаций со
стороны более зажиточных и
либеральных обществ, значительно
легче проводить политику модер-
низации. Когда говорят о свежем,
немотствующем народе, не успевшем
устать от разочарований, имеют в
виду, в сущности, то, что социологи
называют совместимостью между
нормами-целями и нормами-рамками:
взвешенность притязаний, связанную с
умением устоять перед соблазнами
более раскованных культур. Накопление
специальной технологизируемой
информации совершается быстрее, чем
накопление общей, больше действующей
на психологию и нравы, на притязания,
чем на практические производственные
возможности. Напротив, в тех странах,
где общее информационное накопление
пронизывает все поры общества, тогда
как накопление специальной
____________________
2 Lecaillon J. La societe de
conflits. P., 1979. P. 16.
297
(прескриптивной*) информации отстает,
общество быстрее становится либе-
ральным, чем богатым. В результате
механизмы социальной мобилизации не
срабатывают. Не срабатывают и факторы
адаптации к негативным изменениям
экономической конъюнктуры. Например,
нефтяное эмбарго 1973 года
существенно повлияло на себестоимость
продукции и условия производства, но
европейские общества, привыкшие к
определенным социальным благам и
удобствам, не захотели тотчас же
приспосабливаться к ним, временно
затянув пояса. В результате
рентабельность предприятий
существенно снизилась, а инфляция
возросла. Необычайно велико
воздействие закона социальной
имитации в современном массовом
обществе. Скажем, в наиболее развитых
отраслях экономики существенно
возросла заработная плата, что
является экономически вполне
____________________
* Прескриптивная информация -
предписательная, или рецептурная,
на основе которой создаются
промышленные или социальные
технологии; в отличие от нее
дескриптивная, или описательная
информация преобладает в
традиционной гуманитарной сфере.
298
оправданным. Однако интенсивный
социокультурный обмен приводит к
тому, что уровень жизни, достигнутый
в некоторых отраслях, вскоре ста-
новится всеобщим эталоном. Профсоюзы
других отраслей дружными усилиями
добиваются аналогичного роста
заработной платы, который, однако,
уже не является экономически
оправданным, а представляет жизнь в
долг. Экономика отвечает на это
инфляцией, что ведет к потере
реальных социально-экономических
преимуществ передовых отраслей. В
целом наблюдается такая зависимость:
чем менее рентабельными оказываются
та или иная отрасль экономики,
предприятие, регион, тем более мощное
политическое давление они оказывают в
целях искусственного подтягивания
своего уровня жизни к передовым в
экономическом отношении группам и тем
больший инфляционный эффект это вызы-
вает.
Законы социальной имитации ведут к
тому, что заработная плата в
различных отраслях начинает расти
примерно одинаково, хотя динамика и
уровень производительности труда
существенно отличаются. Вследствие
этого происходит удорожание издержек
производства в отраслях со слабой
динамикой производительности труда и,
299
соответственно, удорожание их
продукции. Но бывают ситуации -
именно такая сложилась сегодня у нас,
когда различные лоббирующие группы,
пользуясь слабостью центральной
власти, добиваются повышения
заработной платы, намного
превосходящего зарплату передовых
отраслей. Таковы, в частности,
действия шахтерского лобби. Мы имеем
здесь едва ли не крайнюю степень
противоречия между отсталостью
отрасли и непропорционально высокими
доходами работников или, иными
словами, между недопотреблением
прескриптивной информации,
обеспечивающей технологические
сдвиги, и "сверхпотреблением"
социокультурной информации,
касающейся роста притязаний. В этом
смысле политика нередко выступает как
"шанс отстающих": политическая
организованность может компенсировать
профессионально-квалификационное и
технологическое отставание данной
социальной группы, начинающей
паразитировать на других группах,
недополучающих заработанный
общественный продукт. Таково
своеобразие "политического рынка",
который при недостаточном
регулировании со стороны центральной
власти порождает свой групповой
300
монополизм и сопутствующие ему
деформации. Политическое давление
групп может способствовать тому, что
их доходы (заработная плата,
специальные льготы и тому подобное)
могут расти значительно быстрее
производительности труда, что влечет
за собой цепную реакцию инфляции.
С помощью инфляции деструктивные
последствия "незаконного" -
вырванного политическим давлением -
повышения доходов перераспределяется
на всех; в распоряжении лоббирующей
группы остается временный выигрыш,
достигнутый в промежутке между
временем установления ее новых
доходов и временем общего повышения
цен. Неконтролируемый государством
политический рынок способен создать
острые миграции рабочей силы,
противоположные тем, которые обычно
сопутствуют научно-техническому
прогрессу. Обычно наиболее передовые
отрасли выступают в качестве рефе-
рентных групп и создают мощные
центростремительные тенденции. Сюда
устремляется масса образованной
молодежи, создается острая
конкуренция претендентов, в силу чего
данная отрасль деятельности получает
возможность отбора лучших (что
соответствует самой логике
деятельности передовых отраслей). Но
301
если архаичные отрасли деятельности
организуют мощное политическое
давление и добиваются ускоренного
роста доходов за счет передовых
отраслей, последние могут терять
претендентов; в результате качество
рабочей силы в авангардных отраслях
деятельности может резко ухудшиться и
порою падать до более низкого уровня,
чем в отсталых отраслях, не требующих
столь высокой квалификации. Сегодня
эти тенденции сказываются в целом
ряде ведущих в научно-техническом
отношении отраслей промышленности,
науке, сфере вузовского образования.
Все эти явления совершенно не
учитывала классическая экономическая
теория, уповающая на законы
стоимости. Классическая политическая
экономия имела дело с обществом, в
котором прескриптивная информация,
касающаяся средств деятельности,
роста быстрее дескриптивной
информации, касающейся целей, притя-
заний, верования. Не случайно Маркс
говорил, что экономические эпохи
отличаются не тем, что производится,
а тем, как производится, какими
орудиями труда. Однако сегодня мы
имеем иную картину. Сегодня морально
стареют не только средства, но и
предметы потребления; быстро меняется
структура потребностей. А законы
302
социальной имитации и действия
межкультурного обмена приводят к
тому, что в целом ряде случаев
обновление структуры потребностей
опережает обновление технологий, что
приводит к отрыву социокультурной
сферы от экономической, в особенности
в менее развитых странах.
Речь идет об экспансии экономически
не обеспеченных притязаний,
спровоцированных межкультурными
контактами и ослаблением традиционной
групповой обособленности.
Заработную плату и цены регулирует
уже не столько соотношение спроса и
предложения, сколько групповые
имитации уровня и образа жизни и
сопутствующее им политическое
давление наиболее влиятельных и
организованных групп. В менее
развитых, но вышедших на активные
контакты с более развитыми обществах
инфляция всегда будет выше:
сказывается искусственная "революция
притязаний", не обеспеченная
внутренними экономическими
возможностями.
Мы здесь наблюдаем действие того же
самого процесса: социокультурный
обмен дескриптивной информацией между
развитыми и менее развитыми отраслями
и регионами заметно опережает обмен
той специализированной прескриптивной
303
информацией, которая могла бы
послужить реальной технологической
реконструкции отстающих структур. Мы,
таким образом, можем сопоставить две
противоположные схемы информационного
обмена А и Б.
Первая будет означать более быстрый
обмен прескриптивной
(технологической) информацией, чем
более общей социокультурной, вторая -
наоборот.
Схема А демонстрирует устойчивость
социальной пирамиды
модернизирующегося общества,
покоющейся на широком основании
прикладного информационного обмена.
Схема Б демонстрирует социальную
неустойчивость опрокинутой пирамиды,
304
когда обмен стандартами жизни и
притязаниями превышает заимствования,
относящиеся к приращению реального
технологического потенциала в широком
смысле этого слова.
Надо отметить, что перевернутая
пирамида является стихийно
складывающимся продуктом межкуль-
турного информационного обмена: если
оставлять этот процесс
неконтролируемым, он непременно
породит асимметрию в пользу
ускоренного заимствования общей
социокультурной информации за счет
прикладной. Следовательно, задача
политической власти в этих условиях
состоит в том, чтобы не поддаться
стихии межкультурного обмена, не дать
пирамиде перевернуться вверх дном:
так дозировать потоки информационного
обмена, чтобы циркуляция прикладной
(прескриптивной) информации,
относящейся к реальным технологиям,
превышала наращивание общей со-
циокультурной информации, порождающей
одну только "революцию притязаний".
Словом, альтернативы
модернизационной политики можно
сформулировать так: либо общество бы-
стрее "накачивают" привносимой извне
информацией, предназначенной изменить
его цели и ценности, либо, напротив,
сначала ускоренно приращивается
305
информация, ориентированная на
изменение технологических средств, а
уже вслед за нею идет информация,
преобразующая самое общественные
цели.
Если наша гипотеза верна, то можно
наблюдать корреляцию между
коммуникационной активностью группы в
межкультурном процессе, динамикой ее
притязаний и дестабилизирующим
воздействием этой группы на
внутреннее экономическое равновесие.
Убедительным примером может служить
формирующийся отечественный бизнес.
Если бы его зарождение у нас
напоминало практику народного
капитализма протестантских стран или
старообрядческого капитала в России,
мы бы имели совершенно другую
экономическую и политическую
ситуацию. Зарождающаяся буржуазия
протестантского Севера Европы
состояла из групп, наименее
контактных в межкультурном отношении
и, пожалуй, наиболее изолированных от
мировых центров духовного
производства. Знаменитая
протестантская аскеза изолировала
"дюженных мелких буржуа" от соблазнов
досуга, искусства, от мировой
артистической богемы, скопившейся на
католическом юге Европы.
Следовательно, капитализм
306
протестантского Севера создавали
люди, не затронутые "революцией
притязаний" и эмансипаторским
движением, спровоцированным такими
видами духовного производства, как
искусство, наука, политика. Т.Манн
("Буденброки"), Горький ("Фома
Гордеев", "Дело Артамоновых") описали
духовную эволюцию этого типа, который
только где-то в третьем поколении уже
вполне раскрывался внешним
межкультурным влияниям и порождал
богему прожигателей жизни. В первом-
втором поколении наш буржуа держался
в границах, его социальное
воображение не было столь
раскованным, чтобы откликаться на со-
блазны большого мира. Позднее Запад
создал показавшую свою эффективность
систему "двойственного образа жизни":
жесткая аскеза труда сочеталась с
гедонизмом раскованного досуга. Homo
faber выступал как индивид,
закованный в групповые рамки
профессиональной этики; homo ludens -
как личность, стремящаяся к
эксгрупповым контактам, к миру
духовного производства. Пока еще
неясно, как долго Западу удастся
благополучно балансировать между
этими двумя крайностями, каков запас
эластичности западной культуры,
выдерживающей столкновение столь
307
разных по типу (по интенции) структур
- труда и досуга. Во всяком случае
пока что ему это удается.
Совсем другое происхождение у
типичного нашего предпринимателя.
Чаще всего речь идет о бывшей пар-
тийной и хозяйственной номенклатуре,
при поощрении властей - бывших
"товарищей по партии" - приватизи-
рующей партийную и государственную
(ведомственную) собственность. Бывший
режим потому и рухнул столь
мгновенно, что прежняя элита, монопо-
лизировавшая право на контакты с
внешним миром, получила от этого мира
мощную дозу облучения, разрушившую
обруч идеологии и старой партийной
морали. Парадокс режима в поздний
период его истории состоял в том, что
люди, навязывающие всему обществу
идеологическую догматику и аскезу
"пролетарского образа жизни", сами в
наибольшей степени удалились от них:
подлинная вера сменилась утомительной
и все более явной для всех фальшью. И
вот теперь именно эти наименее
"пуритански" настроенные люди
получили фактическую монополию на
занятие свободным пред-
принимательством. Ясно, что этот слой
оказался наиболее активным
восприемником ценностей западного по-
требительского общества, совершенно
308
не ведая при этом тайн его трудовой
аскезы, традиций самоограничения,
дисциплины, законопослушания. В
деятельности нашего бизнеса более
всего проявился разрыв между необы-
чайно большими политическими
возможностями (в качестве слоя,
сохранившего властные связи) и полной
неспособностью нормально и
ответственно действовать в рамках
гражданского общества, создавать
технологию экономической
эффективности.
Вероятно, мы здесь будем иметь
социокультурную эволюцию,
противоположную эволюции западного
буржуа или старого русского
купечества: если там фанатики
индивидуального накопления в третьем
поколении вырождались в богему, то
нам остается ожидать, как вышедшее из
номенклатурной богемы
"предпринимательство" может быть в
третьем поколении наконец-таки
породит ответственных буржуа -
аскетов накопления. Сегодня наш
бизнес - это социальная среда,
ускоренно аккумулирующая чужую
информацию, касающуюся высоких
притязаний и стандартов жизни, но
явно запаздывающая с накоплением
информации, пригодной для создания
новых экономических, социальных и
309
производственных технологий. И в этом
смысле наш бизнес - инфляционистская
среда, размывающая этику
производительного труда и
усердствующая главным образом в
процессах перераспределительства.
Вместо того чтобы создавать, как это
предполагалось, конкуренцию
государственным монополистам-
производителям, он создает
конкуренцию потребителю, скупая оптом
продукцию государственных предприятий
и перепродавая ее рядовым гражданам.
"Отпущенные" государством цены
легитимировали эту деятельность и
позволили, не повышая объемы
производства, повышать прибыль,
превратившуюся из производительной в
спекулятивную. Бизнес в целом ведет
себя не как экономическое пред-
принимательство, а как политическое
лобби, добившееся массированного
перераспределения национального до-
хода в свою пользу.
По-видимому, требуются
дополнительные исследования для того,
чтобы точнее оценить социокультурную
природу инфляции и ее влияние на
соотношение дескриптивной и
прескриптивной информации, циркули-
рующей в обществе или заимствованной
извне. С одной стороны, инфляция
создает общую атмосферу краткосрочных
310
установок, делая бессмысленными
долгосрочные сбережения и инвестиции.
И в этом отношении она работает как
фильтр, тормозящий или отсеивающий
все то, что относится к идеологии
"отложенного счастья". Она
воспитывает "прагматиков одного дня",
далеко не загадывающих вперед, но
старающихся не упустить свой шанс
сегодня. В этом отношении она
альтернативна предшествующей
социокультурной ситуации. Однако
следует признать, что формируемые под
влиянием растущего инфляционного
давления прагматики далеки от ярких
характеров эпохи первоначального на-
копления на Западе: это люди
конъюнктуры, склонные жертвовать
долговременным ради сиюминутного.
Инфляционная ржавчина подтачивает
бережливость, целенаправленное
усердие и другие традиционные добро-
детели, чудом сбереженные и
сохраняемые в превращенных формах
"советским человеком". Она создает
повышенную и неразборчивую в
средствах потребительскую
впечатлительность, ибо то, что не
потрачено или не приобретено сегодня,
завтра вообще может стать недо-
ступным. Итак, с одной стороны,
инфляция формирует прагматиков, с
другой - потребительских гедонистов,
311
отчаявшихся что-либо отложить и
сберечь. Формируется потребительская
мораль в обществе, в котором почти
нечего потреблять, ибо люди уходят из
неблагодарной сферы производства в
более многообещающую сферу
перераспределения и посреднических
сделок.
Разумеется, дальнейшее усиление
разрыва между накоплением
социокультурной (дескриптивной) ин-
формации и инструментальной
(прескриптивной), как и сопутствующий
этому примат перераспределительского
начала над продуктивным не могут
длиться бесконечно. Точнее говоря,
продолжение этих процессов за некото-
рым порогом грозит тотальным
разрушением производительных систем и
превращением нации в распадающуюся
"диаспору". Поэтому следует
предполагать наличие определенного
социокультурного цикла, нынешняя фаза
которого должна в обозримом будущем
смениться противоположной. С одной
стороны, обществу предстоит усилить
фильтры и протекционистские барьеры,
призванные препятствовать дальнейшему
неупорядоченному приращению
информации, преобразующей цели, но не
средства; с другой - резко повысить
возможность перевода накопленной
дескриптивной информации в
312
прескриптивную. Попробуем рассмотреть
эти два типа стратегии.
Одним из наиболее эффективных
барьеров на пути неупорядоченных
межкультурных заимствований является
мобилизация протекционистских
идеологий. Яркой разновидностью этого
типа является национализм. Ни одно
общество, испытывающее потребность в
мобилизации ресурсов для ускоренной
мобилизации, не избежало
национализма. И на Востоке (Тайвань,
Южная Корея, Япония), и на Западе
(Франция времен голлизма) мы
наблюдаем примеры этого.
Модернизационный национализм
представляет особого типа мембрану,
проницаемую для прескриптивной ин-
формации (заимствование
производственных, военных,
организационно-управленческих
технологий), но мало проницаемую для
дескриптивной информации, модер-
низирующей подсистему целей, но не
средств. Вероятно, российскому
обществу в обозримом будущем не избе-
жать усиления идеологии национализма
как в ее культурно-протекционистских,
так и социально-мобилизующих формах и
функциях.
313
2. О двойственной социокультурной
стратегии России:
"евразийский лик" для Запада,
"атлантический" - для
"внутреннего" Востока
Россия в качестве более отсталого и
менее престижного общества всегда
будет испытывать на себе эффекты
десоциализации и деморализации при
полной открытости контактам с Запада.
Культура-реципиент может сохранить и
защитить свою идентичность во
взаимоотношениях с культурой-донором,
только прибегнув к тактике
избирательного социокультурного
протекционизма.
Но кроме того, что Россия является
более отсталым обществом по сравнению
с Западом, она и сегодня остается
более передовым обществом по
сравнению со своим "внутренним
Востоком", в отношении которого у нее
существуют также свои традиционные
исторические обязательства.
В силу своего промежуточного
положения между Западом и Востоком,
сегодня в условиях краха прежних
коллективных мифов, Россия может
осуществить свои стратегические цели
только с помощью геополитического
парадокса.
314
В отношениях с Западом она должна
придерживаться евразийской политики,
всячески подчеркивая свою
цивилизационную особенность и
защищаясь с помощью особого рода
социокультурных фильтров, прозрачных
для информации, касающейся
технологических средств (в широком
смысле слова, включая и социальные
технологии), но непрозрачных или
полупрозрачных для информации,
способной напрямую воздействовать на
аксиологическую сферу, на систему
морали и ценностей.
Сегодня последняя система у нас
меняется под воздействием извне
значительно быстрее, чем система опе-
рационных средств и технологий. В
результате мы имеем по-новому
притязательное общество, взыскующее
нереальных для него стандартов жизни,
но по-старому беспомощное в области
средств, способных удовлетворять эти
притязания.
Мы предлагаем читателю таблицу,
наглядно демонстрирующую различные
варианты контактов с культурой-
донором, какой для нас выступает
современный Запад.
315
I - военно-политический и
технический
II - социокультурный
III - сначала военно-политический,
затем
социокультурный
IV - сначала социокультурный, затем
военно-
политический и технический