8. Политическая власть: сущность, функции, ресурсы.
в своем общем значении понятие В означает право и возм-сть одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; спос-ть и возм-ть одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деят-сть, исп-ая при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва. ПВ имеет ряд особен-стей: 1. верховенство, обязательность ее решений для всего общ-ва, и всех других видов власти 2. всеобщность – означ, что ПВ действует на основе права от имени всего общества 3. легальность в исп-ии силы и других ср-ств властвования в пределах страны 4. моноцентричность – т.е сущ-ие общегос-ого центра принятия решений 5. широчайший спектр используемых ср-ств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность ПВ – это общественное признание, доверие и поддержка, * оказ ей общество, народ
Структура власти опред по 3-м критериям:
1. по масштабам: федеральная, региональная (гос-ые власти, имеют прав-во и закон-во), местная (статус самоуправления, осн объем упр – это исполнение законов федер и регион) 2. по основным ф-ям: макроуровень ПВ (принятие стратег решений, законов), средний уровень (исполнение законов и решений ПВ) 3. микроуровень (ввиде мотивации поведения общества. В РФ не развита икроструктура, необх усиление правового воспитания 3. по критерию субъект – объект. Субъект – властвующие, власть, избранная народом. Объект – подвластные, подчиненные (народ). Народ д контр-ть и направлять представительную власть двумя каналами: ч/з выборы; ч/з оценку ПВ народом и публичное выражение в соотв с этой оценкой (пикеты, митинги)
Функции. Осн ф-ия ПВ – управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой, согласование интересов обществ групп и создание стабильности. 2. ф-ия оптимизации самой полит сис-мы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, * пришли к власти 3. – обеспечение стабильности в стране 4. создание услов для всесторон гармоничного развития личности 5. поддержание правопорядка и защищ-сти от внешн агрессии и стихийных бедствий.
Ресурсы. Эконом-ие – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Силовые – выполняют ф-ию обесп-ия обороны страны, охраны внутрен порядка, в т.ч. обеспеч-ия безопасности ПВ. Соц-ые – степень удовлетворения основных жизнен потребностей граждан и степень справ-сти распрделения обществ богатства - широкая си-ма страхования, сис-ма благотворит орг-ций, пенсион обеспечение. Информ-ые - СМИ.
В РФ экон ресурс велик, но исп не эффект, сто снижает действенность соц ресурса. Силов рес удв, инф-ый развит хорошо.
- Вопросы по политологии к экзамену
- 3. Политическая мысль хiх в. В Западной Европе.
- 5. Основные направления политической мысли в России в хiх-хх вв.
- 6. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 7. Сущность и назначение политики. (конспект)
- 8. Политическая власть: сущность, функции, ресурсы.
- 9. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.
- 10. Понятие и структура политической системы общества.
- 12. Демократия: критерии и механизмы.
- 16. Понятие и сущность гражданского общества.
- Структура гражданского общества делится на сл. Сферы:
- 18. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества.
- 20. Политические партии: структура и функции.
- 27. Политические элиты: функции и типология. Номенклатура как социальное явление.
- 28. Факторы формирования политической элиты. Политическая элита белорусского общества.
- 29. Феномен лидерства. Основные типы политического лидерства.
- 30. Выборы и избирательное право.
- 32. Политическая идеология и политическая психология.
- Политическая психология
- 33. Политическая социализация личности.
- Уровни политической активности личности.
- Политическая социализация личности.
- Функции политической социализации личности.
- 34. Основные идеологические течения современности.
- 35. Политическая культура как цивилизационный феномен.
- 36. Типы и классификация политических культур г. Алмонда и с. Вербы.
- Три типа пол конфликтов:
- 39. Социальная политика Республики Беларусь.