logo search
Бакалавры экономики / Политология / Тексты лекций / Политология

4. Избирательная кампания и ее основные этапы

Стабильная избирательная система позволяет проводить всеобщие выборы в стране, в ходе которых выявляется расстановка политических сил, определяется степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам. Все это проявляется в ходе избирательного процесса, который предполагает проведение избирательной кампании. Избирательная кампания позволяет реализовать основные демократические принципы избирательного права. Эти принципы включают следующие характеристики:

Таким образом, общие принципы избирательного права определяют статус, положение каждого гражданина на выборах.

В ходе избирательной кампании необходимо также выделить конкретные принципы организации и проведения выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные условия и процедуры их демократичности. К ним относятся:

В конкретно-практическом плане избирательная кампания делится на несколько этапов. К ним относятся: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационное мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов.

Подготовительный этап определяется той конкретно-политической средой, в которой протекают выборы. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс в целом. Параметрами данной среды являются:

Вторым этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов и партий. Существуют разные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные), а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей (Россия), в других для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно подать личное заявление (Великобритания), подписанное несколькими избирателями. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляющих малообеспеченные слои населения, обычно не обладающих большими финансовыми, информационными и организационными ресурсами. Стадия выдвижения депутатов непосредственно определяют возможности и диапазон электорального выбора. Известно немало примеров (государств, образовавшихся после распада СССР), когда власть имущие отсеивали неугодных кандидатов еще на этапе их выдвижения, оставляя в списках для голосования лишь «своих людей». В таких случаях создается лишь иллюзия выбора, а само народное волеизъявление превращается в фарс.

Третий этап связан с развертыванием агитационно-пропагандистской кампании, которая начинается после выдвижения кандидатов и их регистрацией. На данном этапе наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают возможность убеждать избирателей в своих преимуществах (мы самые лучшие!) с помощью СМИ, рекламы наглядной агитации и непосредственно личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами. Данная кампания оказывает большое влияние на решение избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.

Современные предвыборные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет. Главное условие демократической агитационной кампании – примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предполагает выравнивание избирательных фондов с помощью государственного финансирования, ограничения частных взносов, запрета поступлений со стороны корпораций и иностранных граждан, а также с помощью других денежных средств. Важно обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ, особенно электронным – без этого выборы превращаются в инструмент манипулирования. Необходим строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах.

Четвертый этап – голосование и подведение его итогов – кульминационный этап всей избирательной кампании. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти. Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия начинает подсчет его результатов. Между этими двумя процедурами не должно быть перерыва или задержки подсчета голосов, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата и др. Нарушения имеют место как парламентских, так и на президентских выборах. Особенно это характерно для президентских выборов в России в 1996 г., в тоже время особых нарушений не было в ходе выборов в государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 г.

Динамика итогов выборов в Государственную Думу третьего, четвертого и пятого созывов показана в таблице:

Партии и объединения

1999 г.

2003 г.

2007 г.

(процент голосов)

КПРФ

24,29

12,61

11,6

Единство «Единая Россия»

23,32

37,57

64,2

ОВР (Отечество – вся Россия)

13,33

––

––

СПС (союз правых сил)

8,52

––

––

ЛДПР

5,98

11,45

8,2

«Яблоко»

5,93

––

––

Блок «Родина»

––

9,02

––

Справедливая Россия

––

––

7,8

Активность избирателей в среднем по России составила 63%. Но разброс явки по стране велик – 53,0% в Самарской области и 99,9% - в Чечне. Однако на местных выборах в ряде регионов России активность не превышает 25% от общего числа избирателей. Не участвующие в выборах граждане выражают через абсентеизм определенный политический протест. Такой протест с социологической точки зрения может служить мерой измерения степени политического отчуждения, существующего между властью и народом. Чем выше доля не участвующих в выборах, тем выше степень политического отчуждения.