logo search
Рефераты / politshpora2

2. Базовые модели политической системы: типология и характер­ные черты

В ходе становления и развития различных политических систем офор­мились основные (базовые) модели политических систем, или типы по­литических режимов. Политический режим - это определенный по­литический порядок, система средств и методов осуществления политической власти в обществе. Политичес­кий режим характеризуется системой методов осуществления государ­ственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам соб­ственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Выделяются тотали­тарный, авторитарный, демократический типы политических режимов, Тоталитарный режим - это система насильственного полити­ческого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой лидером» Для тоталитарных режи­мов характерны следующие признаки: 1) насильственное политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2) монополи­зация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельнос­ти; 4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) ми­литаризация общества.

Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий­ским писателем и публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии "1984",написанном .в. 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский ре­жимы - прототипы этого идеала.

Авторитарный режим - это власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии ~ выборами, парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету.

Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчи­ненных и общества в целом. Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые разработана теорети­ками начала XIX века - французскими политическими деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.

Демократический режим - форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа. Осно­вополагающие принципы демократии - народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д.

Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также - от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить.

Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов - макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим - результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

3. Основные направления развития политической системы Россий­ской Федерации

При рассмотрении третьего вопроса требуется охарактеризовать про­исходящие изменения в политической сфере в России. В процессе ради­кальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралис­тической демократии.

Необходимо отметить, что демократический политический процесс в России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная ис­торическая необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

Политическая система российского общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демокра­тии. Механизм эволюционной трансформации российской политичес­кой системы включает в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей, однопартийной системы ~ многопартийной, поли­тического и идеологического монополизма - политическим плюрализ­мом, превращение подданного государства в самостоятельного незави­симого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения соци­альных общностей, личностей от политической власти, всех элементов поли­тической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано га­рантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политичес­кий капитал» и политический рынок обязан его учитывать.

Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было, то и прямой представительной демократии также не существовало. Возможности и способности масс к непосредственному участию в управле­нии, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса по­давлялись, делались формальными, показными. Представитель народа в депутатском корпусе оказывался несвободным от аппарата исполнитель­ных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю из­бравших его людей. Отдельные попытки внедрения в политическую сис­тему механизмов демократии - гласности, открытости - были потом лока­лизованы в руках узкой группы лиц. Одним из важнейших путей рефор­мирования политической системы является разрешение данного противо­речия демократическими способами, позволяющими поставить личность в центр политической системы.

Формирование новой демократической стабильности, и эффективной политической системы - длительный и весьма сложный процесс. Требу­ется время для того, чтобы вызрели активно действующие политические институты, утвердились новые политические нормы, политический ре­жим свободного общества, практика политического плюрализма.