9.2.3. Итальянская школа геополитики
Карл Санторо – профессор Института международных политических исследований (Милан). По мнению Санторо, после холодной войны мир ожидает не торжество либерализма (как это предвидел американский мондиалист Ф. Фукуяма), а период цивилизационных катастроф. Ответ 8 (начало). Санторо развивает пессимистический мондиалистский сценарий. Вот его модель:
Дестабилизация геополитической ситуации, сопровождающаяся ослаблением роли ООН и других международных центров.
Рост национализма и фундаментализма в странах Востока – усиление геополитической разбалансированности мира.
Прогрессирующий распад военных блоков и небольших государств на Востоке при одновременном укреплении НАТО.
Начало войн низкой интенсивности и непрерывный передел пространства.
Угроза всеобщего планетарного хаоса заставляет все страны признать роль мирового правительства. Ответ 8 (окончание).
Мануэл Кастелз (р.1942) – современный социолог и политолог, советник ЮНЕСКО и других международных организаций считает, что для современной цивилизации характерны следующие явления:
нарастание глобальной информационно-технологической революции;
построение информационного общества как социальной структуры;
формирование системы глобальной экономики.
Глобальная экономика, по Кастелзу, представляет собой систему потоков, в первую очередь информационных и финансовых. Потоки концентрируются в узловых центрах – крупнейших городах-мегаполисах. Сеть глобальной экономики образует так называемое «пространство потоков», которое при анализе расстановки сил в мире играет большую роль, чем пространство в традиционном смысле этого слова. Роль государства или региона в системе мировых взаимоотношений в эпоху информационного общества определяется степенью вовлеченности в глобальную экономику, представленную пространством потоков.
9.3. Японская школа геополитики.
Японская школа примыкала к германской геополитической школе.
Япония была стеснена в территории и постоянно искала поводы для захвата территории. В японской школе было мало мыслителей, но много практических политиков. Выделяю два направления в японской школе геополитики. 1. «Киотское направление» школы геополитики проповедовало японскую уникальность, основывалась на уникальности японского государства и культуры, опиралась на божественное происхождение императорской династии. 2. «Германское направление» школы имело 2 течения:
1. Поназиатизм (собрать 8 углов под одной крышей).В основе лежит вся желтая Азия, которая подвергается экспансии великих белых держав, кроме Японии, которая собирает эти страны и защищает их. Икки Ита – лидер японского фашизма, его планом была реорганизация Японии по фашистскому типу. Концепция генерала Танака «Япония имеет право на территориальное расширение на Азиатском континенте», ее повторяла доктрина Омау о создании Великой восточной Азии. Япония должна объединить восточную Азию.
2. Японское евразийство (противостояние США и Великобритании). Главный мыслитель – Коноэ. Выдвинул 3 доктрины: - Новая структура внешней политики (объединение всех партий в единое общество, близкое к фашистскому). - Создание Восточной Азии. - Союз с державами континентальной оси против Великобритании и США.
- Тема 1. Предмет геополитики
- Опорный конспект
- 1.1. Современная сущность термина «геополитика»
- Определение
- 1.2. Предмет геополитики.
- 1.3. Факторы оказывающие влияние на геополитику.
- Тема 2. История ГеополитическОй мысли
- Опорный конспект лекции
- 2.1. Геополитические представления в ученьях Китая, Индии
- 2.2. Геополитические идеи античности (Древние Греция и Рим)
- 2.3. Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья
- 2.4. Геополитические идеи эпохи Просвещения
- Исторический очерк
- Тема 3. Категории геополитики
- Тема 4. Функции геополитики
- Опорный конспект
- Тема 5. Основные геополитические парадигмы
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма. Опорный конспект
- 5.1. Национально-государственная парадигма.
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма.
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- 1. Какие основные геополитические парадигмы рассматривались в хх веке?
- Тема 6. Геополитические процессы, эпохи и картины мира
- 6.2. Геополитические эпохи и картины мира
- 6.3. Геополитические эпохи России
- Тема 7. Классическая геополитика и формирование национальных геополитических школ
- 7.2. Немецкая школа геополитики
- 7.3. Французская школа геополитики
- 7.4. Англо-американская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 8. Русская школа геополитики
- ] Русская
- Опорный конспект
- 8.1. Направления развития геополитических идей в России;
- 8.2. Николай Яковлевич Данилевский
- 8.3. Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский
- 8.4. Дмитрий Алексеевич Милютин
- 8.6. Лев Ильич Мечников
- 8.7. Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
- 8.8. Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн)
- 8.9. Петр Николаевич Савицкий
- Вдохновляясь идеей единого государства, Великие князья Московские стали «собирателями земли русской», а затем перешли к «собиранию земли татарской».
- 9.2 Россия-Евразия
- 9.3 Туран
- 9.4 Месторазвитие
- 9.5 Идеократия
- 9.6 Ссср и евразийство
- Тема 9. Современная геополитика зарубежных стран
- 9.1. Современная американская школа геополитики
- 9.1.1. «Атлантизм»
- 9.1.2. «Неоатлантизм»
- 9.1.3. Мондализм
- 9.1.3.1. Теория конвергенции
- 9.1.3.3. «Американская гегемония нового типа»
- 9.1.4. Геополитические теории современных американских геополитиков.
- 9.2. Современная европейская геополитика
- 9.2.1. Современная немецкая геополитика
- 9.2.2. Современная французская школа геополитики
- 9.2.3. Итальянская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 10. Современная российская геополитика
- 10.2. Неоевразийство