7.3. Французская школа геополитики
Становление французской геополитики проходило в обстановке франко-германского противостояния: экономическая конкуренция, военное соперничество 1870-1871 гг., окончившееся поражением Франции и провозглашением Германской империи, послевоенные споры о территориальной принадлежности Эльзаса и Лотарингии и, наконец, Первая мировая война с ее Западным фронтом, где самые ожесточенные бои шли между французскими и германскими частями.
Видаль де ля Бланш (1845-1918) - географ и глава французской классической школы геополитики. Главный труд "Принципы географии человека" вышел посмертно в 1922 г. Ответ 6 (начало). В центре его теории, «антропологической школы» - «поссибилизм» (фр. – возможность) – стоит человек. «Антропологическая школа» построена на критике теории немецкого геополитика Ратцеля и его последователей. Ратцель, по мнению Бланша, явно переоценил влияние географической среды на политику и недооценил человеческий фактор. Человек тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициативой, предприимчивостью, может выступать и выступает проводником культурного фактора в политике. Только через человека и посредством человека действует географический детерминизм. Ответ 6 (окончание).
Подробно исследовал механизм расширения, распространения цивилизации. В рамках каждого конкретного пространственного ареала со своими особыми географическими условиями человек вступал во взаимодействие с природой, в результате чего на протяжении определенного временного отрезка вырабатывался определенный "образ жизни", замкнутый в этом ареале – очаг или ячейка цивилизации. В процессе взаимодействия между ячейками цивилизаций происходит обмен её достижениями, вследствие чего осуществляется распространение цивилизации. Выделял особое "счастливое" положение Европы: климат, а главное – географическое многообразие, следовательно, многообразие очагов цивилизации, образа жизни, происходит интенсивный обмен достижениями, т.к. очаги плотно расположены. В Европе развитие цивилизаций осуществлялось непрерывно, а в Африке и Азии ячейки цивилизации подвергались разрушению, а после перерыва частично возобновлялись. Считал, что главный район мировой цивилизации – "Северная полусфера" от Средиземноморья до Китайского моря. Считал, что Франция – самый удачный пример взаимопроникновения очагов цивилизации и выполняет в мире важную цивилизующую миссию.
Одним из главных элементов его теории – категория локальности развития цивилизации. Ее основу составляют отдельные очаги, которые являются первокирпичиками, элементами цивилизации. Государство является вторичным, определяется характером и формой взаимодействия локальных ячеек цивилизации. Взаимодействие происходит тем активнее, чем лучше отлажены коммуникации между локальными очагами. В будущем при соответствующих коммуникациях, при активном взаимодействии отдельных цивилизационных очагов возможно создание мирового государства.
Создал историческую модель развития франко-германского, а затем и европейского геополитического пространства в целом.
Предполагал постепенное преодоление противоречий между континентальными и морскими государствами. Континентальные пространства становятся все более и более проницаемыми, т.к. совершенствуются все виды коммуникаций, расширяется, модернизируется сеть дорог; морские пути, перевозки (вообще море, океан) все более становятся зависимыми от связей с континентами. Взаимопроникновение земли и моря – универсальный процесс.
Ученики: Жан Ансель (1882-1943) 1938 год - "География границ", продолжал идеи Ратцеля, отказывался рассматривать границы как строгий барьер между государствами, характеризуя их как временную периферию стран – результат равновесия между жизненными силами двух народов. Их изменения – компромисс между желательностью и необходимостью. Его геополитические идеи направлены на непримиримую борьбу с германской геополитической школой. Германскую геополитику называл псевдогеографией, противопоставлял Францию Германии, как страну с цивилизующей, а не завоевательной миссией. Германской концепции поглощения малых стран более сильными противопоставлял идею создания подвижных, гибких группировок стран, в которых достижения цивилизации распределяются пропорционально вкладу в общее благосостояние человечества. Альбер Деманжор (1872-1940) 1920 – "Упадок Европы". Констатировал ослабление международной экономики, политическое влияние старых держав Европы, тенденции превращения США в нового мирового гегемона, возникновение нового Средиземноморья на Тихом океане – зона взаимопроникновения Востока и Запада и её гегемон – Япония; указывал на опасность военизации исламского мира; видел выход в общеевропейской кооперации – объединении Европы; считал, что будущий мир будет триполярным – США, объединенная Европа, Япония.
- Тема 1. Предмет геополитики
- Опорный конспект
- 1.1. Современная сущность термина «геополитика»
- Определение
- 1.2. Предмет геополитики.
- 1.3. Факторы оказывающие влияние на геополитику.
- Тема 2. История ГеополитическОй мысли
- Опорный конспект лекции
- 2.1. Геополитические представления в ученьях Китая, Индии
- 2.2. Геополитические идеи античности (Древние Греция и Рим)
- 2.3. Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья
- 2.4. Геополитические идеи эпохи Просвещения
- Исторический очерк
- Тема 3. Категории геополитики
- Тема 4. Функции геополитики
- Опорный конспект
- Тема 5. Основные геополитические парадигмы
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма. Опорный конспект
- 5.1. Национально-государственная парадигма.
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма.
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- 1. Какие основные геополитические парадигмы рассматривались в хх веке?
- Тема 6. Геополитические процессы, эпохи и картины мира
- 6.2. Геополитические эпохи и картины мира
- 6.3. Геополитические эпохи России
- Тема 7. Классическая геополитика и формирование национальных геополитических школ
- 7.2. Немецкая школа геополитики
- 7.3. Французская школа геополитики
- 7.4. Англо-американская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 8. Русская школа геополитики
- ] Русская
- Опорный конспект
- 8.1. Направления развития геополитических идей в России;
- 8.2. Николай Яковлевич Данилевский
- 8.3. Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский
- 8.4. Дмитрий Алексеевич Милютин
- 8.6. Лев Ильич Мечников
- 8.7. Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
- 8.8. Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн)
- 8.9. Петр Николаевич Савицкий
- Вдохновляясь идеей единого государства, Великие князья Московские стали «собирателями земли русской», а затем перешли к «собиранию земли татарской».
- 9.2 Россия-Евразия
- 9.3 Туран
- 9.4 Месторазвитие
- 9.5 Идеократия
- 9.6 Ссср и евразийство
- Тема 9. Современная геополитика зарубежных стран
- 9.1. Современная американская школа геополитики
- 9.1.1. «Атлантизм»
- 9.1.2. «Неоатлантизм»
- 9.1.3. Мондализм
- 9.1.3.1. Теория конвергенции
- 9.1.3.3. «Американская гегемония нового типа»
- 9.1.4. Геополитические теории современных американских геополитиков.
- 9.2. Современная европейская геополитика
- 9.2.1. Современная немецкая геополитика
- 9.2.2. Современная французская школа геополитики
- 9.2.3. Итальянская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 10. Современная российская геополитика
- 10.2. Неоевразийство