15. Современные представления о гражданском обществе.
Исходя из рассмотренного генезиса понятия гражданского общества, учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение этому сложному многоплановому явлению.
Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур).
Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы).
Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.
По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.
В ряде стран современный этап развития гражданского общества характеризуется все большей актуализацией его национальных аспектов. Очаги национальной напряженности ныне имеются практически на всех континентах, не исключение и наша страна. Естественный, объективный процесс развития национального самосознания и национальной государственности народов в многонациональных государствах при выходе за рамки разумного может привести к превращению крупных, признанных миром государств в маломощные "лоскутные" государства.
На территории СНГ примерно 12 млн. граждан около ста национальностей не имеют своих национально-территориальных образований, 75 млн. граждан живут вне "своих" территорий, некоторые государства и республики имеют коренное население в меньшинстве по отношению к общему количеству граждан. Трудно, а порой и невозможно обеспечить национальные интересы каждого гражданина по государственным каналам.
Выход видится в развитии гражданского общества с его безграничными возможностями по части создание различных ассоциаций. Развитое гражданское общество создает условия для любой формы национального самоопределения, в том числе и для культурно-национальной автономии, которая в современных условиях может решить многие социально-этнические проблемы.
В некоторых западных и не только западных источниках просматривается тенденция придать понятию "гражданское общество" излишне религиозную окраску. В числе позитивных компонентов деятельности церкви есть и такие, как консолидация общества, защита интересов трудящихся и неимущих граждан, воспитание нравственности. Церковь — органическая составляющая гражданского общества. Но переоценивать ее роль в совершенствовании гражданского общества, видимо, не следует.
Гражданское общество — система самоорганизующаяся и само развивающаяся. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия.
Эти условия в значительной мере создает само общество, через государство и вопреки нему. Через государство — созданием необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых норм и процедур. Вопреки государству — созданием в рамках Конституции противовеса государству в виде независимых общественных организаций, массовых демократических общественных движений, средств массовой информации.
Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Владение собственностью может быть и единоличным и коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — кооперативной, колхозной, акционерной и другой — фактически является ей владельцем. Наличие собственности является базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Это утверждали многие выдающиеся мыслители человечества, это неопровержимо подтверждает вся практика жизнедеятельности общества.
Важным условием успешного функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношениях. Многообразие социальной структуры должно иметь хорошо развитые вертикальные и особенно — горизонтальные; связи. При размытой социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.
Следующим условием жизнедеятельности гражданского общества является высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества. Это условие достигается и реализуется в результате длительных процессов эволюционного и революционного развития общества. Нельзя сразу всех людей сделать собственниками и предпринимателями — многие этого просто не хотят. Нельзя в короткие сроки создать хорошо развитую социальную структуру общества — это процесс объективный. Невозможно одной краткосрочной кампанией выдавить из каждого рабскую психологию — раб не только тот, кто угодничает, но и тот, кто принимает угодничество.
- 6)Основными функциями политологии являются:
- 11. Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки.
- 12. Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.
- 13.Социальные группы как потенциальные и реальные участники политических отношений.
- 14. Генезис и эволюция концепции гражданского общества, качественные характеристики гражданского общества.
- Античность
- Средние века
- Новое время
- 15. Современные представления о гражданском обществе.
- 16. Классические теории элит ( в.Парето, г.Моска, р.Михельс) Политическая элита: классические теории
- 17 Свойства, функции и структура политической элиты..
- 1. Политическая элита: сущность, структура и функции
- 18. Социадьные источники и механизмы рекрутирования политической элиты.
- 19. Основные теории политического лидерства. Современные концепции лидерства
- 20. Политическое лидерство: функции, стили, типы и классификации лидерства.
- Типы политического лидерства
- Классификация политического лидерства
- 32.Типология политических партий.
- 33.Партийные системы.
- 34.Политика как объект теоретического исследования. Концептуальные подходы.
- 35.Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходы.
- Типы политических конфликтов
- 39.Поведенческие концепции власти.
- 40.Политическое поведение и политическая деятельность
- 51. Анархизм и его современные особенности.
- 52. Социал-демократическая идеология.
- 53. Сущность, особенности и разновидности авторитаризма.
- 54. Политическая социализация как процесс.
- 55. Основные подходы к определению сущности политической культуры.
- 56. Функции, структура и типология политической системы.
- 57. Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.
- 58. Деструктивные идеологии и политический экстремизм.
- 59. Становление и особенности развития политической культуры в России.
- 60. Теоретические основания международных политических процессов.