Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);
2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения
функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);
3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и прочее. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
- 1. Предмет, объект и структура политологии
- Возникновение и основные этапы развития политологии.
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Политическая жизнь
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Политический режим: понятие и признаки
- ?Авторитарный режим
- Демократический режим
- Признаки демократического политического режима.
- Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Типология политических систем
- Что представляет политическая система общества. России.
- Государство – главный институт политической системы общества.
- Место и роль государства в политической системе общества
- Понятие и признаки государства
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- . Разделение властей как принцип правового государства
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Партийные системы. Многопартийная система в России.
- Политический плюрализм
- 1.1. Личность как субъект политики 3
- Политическое лидерство
- Типология политического лидерства
- Политическая психология
- Понятие политической элиты
- Политическое сознание: понятие, структура, функции
- Роль идеологии в политике
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Анархизм
- Социализм и социал-демократия
- Национализм
- Политическая культура: понятие и структура
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры в современной России.
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Управление конфликтом
- Основные методики разрешения политических конфликтов:
- Принципы данной методики:
- Власть и оппозиция
- Основные идеологические направления и кампании внесистемной оппозиции