logo search
методич

4. Методические указания по организации самостоятельной работы

В течение семестра студент обязан написать ОДНО эссе в соответствии СО СВОИМ ВАРИАНТОМ (распределяется на занятии.

Эссе (рассуждение на заданную тему общим объемом 2-3 стр.) должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.

Эссе выполняется на отдельных листах.

Рекомендации по написанию эссе – см. ниже.

Вопросы для подготовки эссе (выполняется обязательно, текущий контроль)

Рейтинговая оценка: до 8 баллов за одно эссе

1. Роль России на политической и экономической карте мира (геополитическое и экономико-географическое положение страны)

2. Геополитическое положение России после распада СССР, его положительные и отрицательные стороны в современных условиях. Положение России на мировых транзитных путях, экономические последствия этого для страны.

3. Является ли ресурсообеспеченность показателем, определяющим уровень экономического и социального развития страны?

4. Проблемы рационального природопользования.

5. Проявление общемировых демографических тенденций в России.

6. Какие факторы влияют на демографическую ситуацию в разных регионах?

7. Виды безработицы и основные методы борьбы с ними. Региональная дифференциация остроты безработицы в современной России.

8. Национальный состав населения и проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации.

9. Развитие промышленности РФ в условиях экономических реформ.

10. Существует мнение, что сетка экономических районов России устарела. Аргументируется это тем, что:

− районы не имеют собственного территориального управления;

− районы образованы достаточно давно (некоторые более 50 лет назад) и их границы не отвечают современным требованиям;

− районы крайне неравноценны по многим показателям: экономическому потенциалу, величине территории, численности населения.

Выскажите свое мнение о рациональности современной сетки экономических районов России.

Премиальное задание – подготовка эссе(выполняются по желанию, для премиальных баллов)

Методические указания:

В течение семестра студент может написать еще 1 – 3 эссев дополнение к обязательному.

Рекомендации по написанию эссе – см. ниже.

Вопросы для подготовки эссе:

Рейтинговая оценка: до 5 баллов за одно эссе

1. Основные причины изменения географии размещения населения России за последнее столетие

2. Типы геодемографической ситуации в регионах страны.

3. Газодобывающая промышленность России на современном этапе развития.

4. Проблемы совершенствования транспортной системы России.

5. Типы регионов с точки зрения социально-экономического развития. Территории с особым экономическим статусом.

Как подготовить презентацию

При выполнении презентации требуется учитывать, что данный вид работы представляет собой иллюстрацию к рассматриваемой проблеме, что предполагает использование значительного количества цифрового материала, представленного в виде графиков, демонстрирующих определённые тенденции или указывающие направления развития, диаграмм, демонстрирующих структуру систем или явлений, а также важность отдельных элементов данных систем, гистограмм, позволяющих провести сравнительный анализ, а также таблиц, которые используются для исследования динамики процессов и явлений.

1. Подготовительный этап, сбор информации

2. На что стоит обратить внимание перед началом работы

При разработке презентации надо иметь в виду следующее:

3. Наполнение презентации

4. Обязательно просматривайте конечный результат!

5. Сохраняйте готовую презентацию в формате демонстрации.

Как подготовить и написать эссе

Эссе (от франц. "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание) – это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе представляет собой письменную форму ответа, в которой представлена индивидуальная позиция автора по одному из вопросов темы. В преамбуле необходимо сформулировать проблему, относительно которой будет сформулирована авторская позиция. В заключении, необходимо сделать обобщение, в котором чётко отражается авторская позиция по данной проблеме. При написании эссе необходимо помнить, что это творческая работа, поэтому «переписывание» лекционных или других учебных материалов не допускается.

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе:

  1. Тема

  2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

  3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

  1. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Требования к фактическим данным и другим источникам

- При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

- Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Качество текста складывается из четырех основных компонентов:

26