Типы политических конфликтов
Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Типы политических конфликтов:
1) по времени действия: затяжные или скоротечные;
2) по интенсивности: слабые или сильные;
3) по масштабам действия: локальные или региональные;
4) по формам проявления: мирные и немирные;
5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;
6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;
7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;
8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;
9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;
10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;
11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;
12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.
Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.
Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.
Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер
Управление конфликтом
Политические противоречия и конфликты – неизбежный атрибут политического процесса. В современном обществе на основе цивилизованной политической культуры необходимо создавать и воспроизводить справедливые нормы, «правила игры», позволяющие конструктивно решать политические конфликты, упорядочивать динамику политического процесса.
В процессе мирного разрешения конфликтов необходимо учитывать ряд факторов:
– наличие в обществе института для ведения переговоров: согласительные комиссии, конституционный суд и т. д.;
– согласие между сторонами по поводу того, что должно собой представлять совместное решение;
– использование традиций мирного урегулирования конфликта, имеющихся в данной стране или других странах;
– равные права сторон и полномочия решать конфликтную ситуацию;
– личностные особенности участников конфликта;
– особенности национально-этнической и культурной среды, в которой происходит конфликт, и ее влияние на его специфику.
Основные методики разрешения политических конфликтов:
– альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения;
– избегание конфликта – временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.;
– переговоры – самый распространенный и успешный способ разрешения политических конфликтов;
– подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость;
– конфронтация – жесткие, радикальные решения;
– приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны;
– откладывание – временная уступка более сильному противнику;
– примирение сторон при помощи посредника, ищущего компромисс;
– третейское разбирательство, арбитраж.
Современная методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» (авторы – Р. Даль, Р. Фишер, М. Херманн, У. Юрии). Политические проблемы необходимо решать на основе их качественных свойств. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон.
Принципы данной методики:
– отказ от процесса «торга» и сосредоточение на интересах, а не на позициях; использование объективных оснований;
– разработка взаимовыгодных вариантов;
– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;
– продуманная тактика взаимодействия со второй стороной;
– подключение в случае необходимости третьей стороны, посредника.
Для благополучного разрешения политического конфликта необходимо локализовать конфликт – четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов. Необходимо вовремя принять конструктивные усилия и меры, чтобы минимизировать последствия, которые могут быть опаснее самого конфликта. Участники политического конфликта должны выйти за пределы конфликтной ситуации и рассмотреть ее с точки зрения общечеловеческих принципов: гуманизма, демократии, прав человека и т. п.
- 6)Основными функциями политологии являются:
- 11. Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки.
- 12. Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.
- 13.Социальные группы как потенциальные и реальные участники политических отношений.
- 14. Генезис и эволюция концепции гражданского общества, качественные характеристики гражданского общества.
- Античность
- Средние века
- Новое время
- 15. Современные представления о гражданском обществе.
- 16. Классические теории элит ( в.Парето, г.Моска, р.Михельс) Политическая элита: классические теории
- 17 Свойства, функции и структура политической элиты..
- 1. Политическая элита: сущность, структура и функции
- 18. Социадьные источники и механизмы рекрутирования политической элиты.
- 19. Основные теории политического лидерства. Современные концепции лидерства
- 20. Политическое лидерство: функции, стили, типы и классификации лидерства.
- Типы политического лидерства
- Классификация политического лидерства
- 32.Типология политических партий.
- 33.Партийные системы.
- 34.Политика как объект теоретического исследования. Концептуальные подходы.
- 35.Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходы.
- Типы политических конфликтов
- 39.Поведенческие концепции власти.
- 40.Политическое поведение и политическая деятельность
- 51. Анархизм и его современные особенности.
- 52. Социал-демократическая идеология.
- 53. Сущность, особенности и разновидности авторитаризма.
- 54. Политическая социализация как процесс.
- 55. Основные подходы к определению сущности политической культуры.
- 56. Функции, структура и типология политической системы.
- 57. Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.
- 58. Деструктивные идеологии и политический экстремизм.
- 59. Становление и особенности развития политической культуры в России.
- 60. Теоретические основания международных политических процессов.