logo search
тесты по основам социологии и политологии

2)Физику;

+3)математику;

-4)астрономию.

# 19. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:

-1)О.Конта;

-2)П.Сорокина;

+3) Э.Дюркгейма;

-4)К.Маркса.

# 20. Кто из социологов – классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям:

+1) К.Маркс;

-2)М.Вебер;

-3)Г.Спенсер;

-4)Э.Дюркгейм.

#21. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

-1)О.Конт;

-2)К.Маркс;

-3)М.Вебер;

+4) Э.Дюркгейм.

#22. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:

-1)О.Конту;

+2) Г.Спенсеру;

-3)К.Марксу;

-4)П.Сорокину.

#23. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

-1)теория эволюции;

-2)концепция идеальных типов;

+3) идея о различии механической и органической солидарности;

-4)теория конфликта.

# 24. Основоположником какого теоретического направления социологии является Герберт Спенсер:

-1)социологизм ;

+2) органическая аналогия;

-3)концепция идеальных типов;

-4)исторический материализм.

#25. Суть исторического материализма состоит в:

-1)рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции;

-2) признании преимущества материального мира перед духовным;

+3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ;

-4)особом внимании к материальным объектам и вещам.

#26. Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:

-1)концепция бога как могущественного сверхъестественного существа;

-2)наличие института церкви;

+3) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;

-4)наличие культов поклонения.

# 27. Автором концепции харизматического господства является:

-1)О.Конт;

-2)Г.Спенсер;

-3)Э.Дюркгейм;

+4) М.Вебер.

# 28. Социальным статусом называется:

-1)степень уважения к человеку со стороны окружающих;

+2)позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;

-3)достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

-4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

# 29. Социальная роль- это:

-1)понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

-2)отношение, высказываемое нами к окружающим нас людям;

+3) характер поведения , ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

-4)положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

#30. Под социальным институтом понимают:

-1)объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

-2) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

-3) учебно- воспитательную организации, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

+4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

#31. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самообразующимся:

-1)армейское подразделение;

+2) внеформальная группа;

-3)школьный класс;

-4)конструкторское бюро.

# 32. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

-1)ректор;

-2)студент;

+3) принц;

-4)кондуктор.

#33. Социальная стратификация – это:

+1) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;

-2) сословная организация общества;

-3)объединение людей для достижения конкретной цели;

-4) приобретение человеком определенного социального статуса.

# 34. Деление общества на классы представляет собой:

-1)ценностно- нормативную модель;

+2) категориальную модель;

-3)структурно- функциональную модель;

-4)стратификационную модель.

# 35. Оценка профессионального рейтинга отражает:

+1) личный статус;

-2)социальный статус;

-3)и то и другое;

-4)ни то ни другое.

#36. Важнейшей предпосылкой институционализации является:

-1)объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум:

-2)успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;

+3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий;

-4)стремление членов общества к консенсусу.

#37. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

+1) ситуация объективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

-2)различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;

-3) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором;

-4) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

#38. Социальная мобильность- это:

-1) изменение человеком места своего постоянного проживания;

-2)смена ценностных ориентаций личности;

+3) изменение социального статуса индивида или группы;

-4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

#39. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности:

-1)локаут (массовое увольнение);

-2)«из грязи – в князи»;

+3) создание корпуса «красных директоров»;

-4)репрессии 1930-х годов.

# 40. Понятие «институционализация» означает:

-1)признание достигнутого социального статуса индивида;

-2) учреждение социального института определенной группой лиц;

-3) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;

+4) закрепление общественной практики или какой – то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

#41. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

-1)повышение в должности;

-2)изменение вероисповедания;

+3) увольнение по сокращению штатов;

-4)смену профессии.

# 42. Важнейшим критерием экономической стратификации является

-1)уровень образования;

-2)престиж профессии;

-3)ранг в государственной иерархии;

+4) место в организации труда.

#43. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:

-1) распределения власти;

-2)распределения материальных богатств;

+3) общественного разделения труда;

-4) упорядочения социальных отношений.

# 44. Исторически первой системой социальной стратификации являются:

-1)страты ;

+2) касты;

-3)классы;

-4)сословия.

#45. Примером восходящей социальной мобильности является :

-1)увольнение по сокращению штатов;

-2)смена гражданства;

-3)вступление в брак;

+4) повышение в должности.

# 46. Примером горизонтальной мобильности является:

-1)увольнение по сокращению штатов;

-2)смена гражданства;

+3) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

-4) повышение в должности.

# 47. Личный (личностный) статус- это позиция, занимаемая индивидом:

-1)в общественном транспорте;

-2)в производственном коллективе;

+3) в первичной малой группе;

-4)в большой социальной общности.

#48.Социальный статус- это позиция, занимаемая индивидом:

-1)в семье;

-2)в школьном классе;

-3)в первичной малой группе;

+4) в большой социальной общности.

#49. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации :

-1)уровень квалификации;

-2)ранг в государственной иерархии;

+3) место в организации труда;

-4) подчиненность одних профессий другим.

#50. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:

-1)емкость рынков труда;

+2) наличие или отсутствие собственности на средства производства;

-3)распределение объема политической власти;

-4)уровень образования и квалификации.

#51. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:

-1)экономической стратификации;

-2)политической стратификации;

+3) профессиональной стратификации;

-4) социальной стратификации.

# 52. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать: