Тема 7. Классическая геополитика и формирование национальных геополитических школ
Основные представители и их геополитические воззрения немецкой, французской, английской, американской школ геополитики.
Целевая установка: Раскрыть сущность национальных геополитически школ.
После изучения данной темы слушатели смогут:
назвать основные национальные геополитические школы;
объяснить специфические, национальные особенности геополитических школ разных стран;
охарактеризовать геополитичесие концепции зарубежных геополитиков классического периода.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
7.1. Особенности формирование национальных школ геополитики
7.2. Немецкая школа геополитики
7.3. Французская школа геополитики
7.4. Англо-американская школа геополитики
Опорный конспект
7.1. Особенности формирование национальных школ геополитики
Формирование геополитики как науки и основы для практической политики связано с классическим периодом, который, по мнению многих политологов, начался с работ Ф. Ратцеля (80-е гг. XIX-10-е гг. XX в.). В своих работах он завершил усилия предшественников по созданию теории государства как живого организма и границ как живых органов государства, теории пространственного роста государств, концепций связи народонаселения с землей и почвой, концепции экспансии развитых, передовых культур, зависимости плотности населения и размеров территории им занимаемой.
После Ратцеля геополитическая наука развивалась высокими темпами и быстро распространялась на европейском и американском континентах. Особенно большим спросом геополитические идеи пользовались:
в крупных странах, занимавших огромные пространства (Россия, США);
в сравнительно небольших, но мощных в военном и экономическом смысле метрополиях, создавших гигантские колониальные империи (Великобритания, Франция);
в странах, претендовавших на статус великих держав (Япония после победы в Русско-японской войне);
в государствах, считавших себя ущемленными унизительными условиями мира (Германия после Первой мировой войны);
в державах, почувствовавших свою силу, но не успевших к колониальному разделу мира (Германия после объединения и франко-прусской войны, Италия после Рисорджимента и франко-австрийской войны).
Ответ 1 (начало). Причины всплеска популярности геополитики:
победа в войне, она всегда сплачивает нацию, возрождает национальную культуру, способствует духовной и территориальной экспансии в соседние страны, на другие континенты;
поражение в войне тоже может стать катализатором создания и распространения геополитических теорий;
идеологические мотивы. Такие идеологии, как английский, французский, испанский, португальский, бельгийский, голландский колониализм; американский экспансионизм, советский коммунизм, итальянский фашизм, немецкий нацизм, японский милитаризм прямо призывали к захвату и освоению обширных пространств, расширению своих границ за счет территорий соседних стран, распространению своего влияния на всех континентах Земли. Ответ 1 (окончание).
Важно отметить, что геополитические представления классического периода всегда имели в виду освоение человеком реальных, физических пространств суши, моря и неба и опирались на военную мощь государства, что не могло не вести к захватам и аннексии территорий, разделам и переделам мира с помощью оружия и грубой силы.
Характерной чертой классического периода геополитики (80-е гг. XIX в.–XX в.) была не только консолидация разных ученых в едином русле геополитической мысли, но и формирование отдельных ее течений – национальных школ. Каждая из них по-своему видела мир в его историческом развитии, роль человека и человеческих обществ в освоении трех сред географического пространства, место своей нации и своего государства среди других народов и стран, возможность и необходимость доминирования в регионе среди соседних держав и в борьбе за мировое господство. Каждая из них по-своему оценивала исторический путь, современный потенциал и будущие возможности своей и других великих держав, преимущества экономические и культурные, географические и демографические, возможности, имеющиеся в мирное и военное время. В каждой из них геополитика находилась на определенном уровне институализации, теоретической высоты, методологического совершенства. Объединяло их одно: колоссальные перспективы развития – все эти великие нации стремились к экспансии, к расширению своих границ, продвижению своей культуры. Политики строили грандиозные планы, включавшие поглощение целых стран и регионов, освоение новых морей и океанов. Это давало новые импульсы развития и совершенствованию геополитики.
При всем разнообразии европейских геополитических концепций, среди которых есть и проатлантическая, и мондиалистская, центральной идеей европейской школы является концепция континентального блока.
Приоритетное внимание к вопросам континентального строительства и континентальной политики было характерно для всех крупных геополитиков Европы XIX–XX веков. В определенном смысле это было ответом на жесткую форму альтернативной англо-американской школы: «политику анаконды». Европейцев по-настоящему пугала эта весьма неприятная аналогия геополитической стратегии атлантистов с действиями анаконды: гигантская, способная удушить змея до тех пор обвивает другое живое существо, пока не переломает ему все кости, не давая своей жертве свободно дышать.
Европейские геополитики представляли себе оказавшееся перед такой угрозой пространственное тело Старого Света и строили в ответ планы по созданию мощных континентальных альянсов, способных разорвать кольцо анаконды.
- Тема 1. Предмет геополитики
- Опорный конспект
- 1.1. Современная сущность термина «геополитика»
- Определение
- 1.2. Предмет геополитики.
- 1.3. Факторы оказывающие влияние на геополитику.
- Тема 2. История ГеополитическОй мысли
- Опорный конспект лекции
- 2.1. Геополитические представления в ученьях Китая, Индии
- 2.2. Геополитические идеи античности (Древние Греция и Рим)
- 2.3. Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья
- 2.4. Геополитические идеи эпохи Просвещения
- Исторический очерк
- Тема 3. Категории геополитики
- Тема 4. Функции геополитики
- Опорный конспект
- Тема 5. Основные геополитические парадигмы
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма. Опорный конспект
- 5.1. Национально-государственная парадигма.
- 5.2. Идеологическая парадигма.
- 5.3. Цивилизационная парадигма.
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- 1. Какие основные геополитические парадигмы рассматривались в хх веке?
- Тема 6. Геополитические процессы, эпохи и картины мира
- 6.2. Геополитические эпохи и картины мира
- 6.3. Геополитические эпохи России
- Тема 7. Классическая геополитика и формирование национальных геополитических школ
- 7.2. Немецкая школа геополитики
- 7.3. Французская школа геополитики
- 7.4. Англо-американская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 8. Русская школа геополитики
- ] Русская
- Опорный конспект
- 8.1. Направления развития геополитических идей в России;
- 8.2. Николай Яковлевич Данилевский
- 8.3. Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский
- 8.4. Дмитрий Алексеевич Милютин
- 8.6. Лев Ильич Мечников
- 8.7. Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
- 8.8. Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн)
- 8.9. Петр Николаевич Савицкий
- Вдохновляясь идеей единого государства, Великие князья Московские стали «собирателями земли русской», а затем перешли к «собиранию земли татарской».
- 9.2 Россия-Евразия
- 9.3 Туран
- 9.4 Месторазвитие
- 9.5 Идеократия
- 9.6 Ссср и евразийство
- Тема 9. Современная геополитика зарубежных стран
- 9.1. Современная американская школа геополитики
- 9.1.1. «Атлантизм»
- 9.1.2. «Неоатлантизм»
- 9.1.3. Мондализм
- 9.1.3.1. Теория конвергенции
- 9.1.3.3. «Американская гегемония нового типа»
- 9.1.4. Геополитические теории современных американских геополитиков.
- 9.2. Современная европейская геополитика
- 9.2.1. Современная немецкая геополитика
- 9.2.2. Современная французская школа геополитики
- 9.2.3. Итальянская школа геополитики
- Контрольные вопросы (для самопроверки):
- Тема 10. Современная российская геополитика
- 10.2. Неоевразийство