logo search
геополитка целиком

Тема 7. Классическая геополитика и формирование национальных геополитических школ

Основные представители и их геополитические воззрения немецкой, французской, английской, американской школ геополитики.

Целевая установка: Раскрыть сущность национальных геополитически школ.

После изучения данной темы слушатели смогут:

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

7.1. Особенности формирование национальных школ геополитики

7.2. Немецкая школа геополитики

7.3. Французская школа геополитики

7.4. Англо-американская школа геополитики

Опорный конспект

7.1. Особенности формирование национальных школ геополитики

Формирование геополитики как науки и основы для практической политики связано с классическим периодом, который, по мнению многих политологов, начался с работ Ф. Ратцеля (80-е гг. XIX-10-е гг. XX в.). В своих работах он завершил усилия предшественников по созданию теории государства как живого организма и границ как живых органов государства, теории пространственного роста государств, концепций связи народонаселения с землей и почвой, концепции экспансии развитых, передовых культур, зависимости плотности населения и размеров территории им занимаемой.

После Ратцеля геополитическая наука развивалась высокими темпами и быстро распространялась на европейском и американском континентах. Особенно большим спросом геополитические идеи пользовались:

Ответ 1 (начало). Причины всплеска популярности геополитики:

Важно отметить, что геополитические представления классического периода всегда имели в виду освоение человеком реальных, физических пространств суши, моря и неба и опирались на военную мощь государства, что не могло не вести к захватам и аннексии территорий, разделам и переделам мира с помощью оружия и грубой силы.

Характерной чертой классического периода геополитики (80-е гг. XIX в.–XX в.) была не только консолидация разных ученых в едином русле геополитической мысли, но и формирование отдельных ее течений – национальных школ. Каждая из них по-своему видела мир в его историческом развитии, роль человека и человеческих обществ в освоении трех сред географического пространства, место своей нации и своего государства среди других народов и стран, возможность и необходимость доминирования в регионе среди соседних держав и в борьбе за мировое господство. Каждая из них по-своему оценивала исторический путь, современный потенциал и будущие возможности своей и других великих держав, преимущества экономические и культурные, географические и демографические, возможности, имеющиеся в мирное и военное время. В каждой из них геополитика находилась на определенном уровне институализации, теоретической высоты, методологического совершенства. Объединяло их одно: колоссальные перспективы развития – все эти великие нации стремились к экспансии, к расширению своих границ, продвижению своей культуры. Политики строили грандиозные планы, включавшие поглощение целых стран и регионов, освоение новых морей и океанов. Это давало новые импульсы развития и совершенствованию геополитики.

При всем разнообразии европейских геополитических концепций, среди которых есть и проатлантическая, и мондиалистская, центральной идеей европейской школы является концепция континентального блока.

Приоритетное внимание к вопросам континентального строительства и континентальной политики было характерно для всех крупных геополитиков Европы XIX–XX веков. В определенном смысле это было ответом на жесткую форму альтернативной англо-американской школы: «политику анаконды». Европейцев по-настоящему пугала эта весьма неприятная аналогия геополитической стратегии атлантистов с действиями анаконды: гигантская, способная удушить змея до тех пор обвивает другое живое существо, пока не переломает ему все кости, не давая своей жертве свободно дышать.

Европейские геополитики представляли себе оказавшееся перед такой угрозой пространственное тело Старого Света и строили в ответ планы по созданию мощных континентальных альянсов, способных разорвать кольцо анаконды.