logo search
12477

26. Сущность политической идеологии, ее роль в политическом поведении классов, партий и отдельных личностей.

Политическая идеология – это система теоретических взглядов, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Особенности политической идеологии: - целостность, систематичность представленного в идеологии знания; - появление в результате деятельности идеологов; - изначальная нацеленность на сохранение или изменение существующих отношений и институтов; - обусловленность интересами различных социальных групп; - апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; - склонность к некоторому приукрашиванию идеологических построений.; Роль идеологии в жизни общества обусловлена функциями, которые она выполняет: 1. Функция легитимации власти (формирование позитивного образа целей и задач общественного развития, предлагаемых правящими политическими силами или претендующими на власть). 2. Коммуникативная функция (формирование особого языка политического общения, знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют чужих). 3. Стимулирующая функция (побуждение людей к политической активности во имя поддержки и реализации поставленных задач) 4. Интегративная функция (сплочение, формирование единства социальной группы) С точки зрения политических функций, идеология стремится спло¬тить, интегрировать общество с целью реализации интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и т.п.) группы либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). К наиболее влиятельным идеологиям современности относят либерализм, консерватизм и социальную идеологию. Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исто¬рических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плю¬рализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества («недифференцированного множества» людей) нарастанием иерархической бюрократизации и некоторых других по¬казателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеоло¬гии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятиле¬тие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т.д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации».