logo search
Краткий конспект лекций теория права и государс

Тема 23. Правосознание и правовая культура

1. Правосознание.

Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).

Структуру правосознания составляют:

правовая идеология;

правовая психология;

индивидуальные знания о праве;

личностные ценности индивида;

субъективная воля индивида.

Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания).

Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).

Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

3. Правосознание классифицируется:

по носителям:

индивидуальное - личное отношение человека к праву;

групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д.;

корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев па рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов,

христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.);

массовое - правосознание больших групп людей;

общественное - правосознание всего общества;

по уровню:

обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;

профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);

научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки.

4. Основными функциями правосознания являются:

информационно-познавательная - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;

оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления;

регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения.

2. Правовая культура.

Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовую культуру определяют:

степень развитости правосознания населения;

уровень развития правовой деятельности;

степень совершенства всей системы правовых актов.

3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод;

осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;

правовой установкой граждан на правомерное поведение;

знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов;

широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

наличие сильной юридической науки;

качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;

вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;

высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

развитость и совершенство государственного аппарата;

авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

наличие гарантий независимости судебной власти;

демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:

наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам;

четкой иерархии нормативно-правовых актов;

высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

3. Правовое воспитание.

1. Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

2. Основными направлениями правового воспитания являются:

формирование правосознания и правовой культуры в семье;

обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;

самовоспитание;

распространение правовых знаний средствами массовой информации;

выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.

3. Правовые знания включают в себя:

знание норм Конституции РФ;

знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);

понимание сущности правовых учений, доктрин;

ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;

наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию.

4. Основными способами правового воспитания являются:

убеждение;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

4. Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов:

умышленные уголовные преступления;

гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

осуществление преступной деятельности в организованных формах;

сращивание преступного мира и части госаппарата;

распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);

контроль организованной преступности за частью бизнеса;

давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм:

незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;

неисполнение законодательства госорганами;

прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы"

создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

слабости исполнительного аппарата судов;

высокого процента нераскрытых преступлений;

иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс);

отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

самодержавный, деспотический характер власти;

крепостное право;

отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

распространенность неправовых способов решения споров;

репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях

как должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

гарантированность прав и свобод человека;

совершенствование правовой системы;

повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

обеспечение в стране правопорядка;

правовое воспитание.

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

убеждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

5. Правовой идеализм.

1. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются:

нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);

слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);

увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

укрепление режима законности в стране;

гарантированность прав и свобод граждан;

уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

усиление реалистичности юридический науки;

создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

правовое воспитание.

4. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.