Форма государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
— власть передается по наследству;
— осуществляется бессрочно;
— не зависит от воли населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
— выборность власти;
— срочность;
— зависимость от воли избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
- 1. Предмет, объект и структура политологии
- Возникновение и основные этапы развития политологии.
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Политическая жизнь
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Политический режим: понятие и признаки
- ?Авторитарный режим
- Демократический режим
- Признаки демократического политического режима.
- Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Типология политических систем
- Что представляет политическая система общества. России.
- Государство – главный институт политической системы общества.
- Место и роль государства в политической системе общества
- Понятие и признаки государства
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- . Разделение властей как принцип правового государства
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Партийные системы. Многопартийная система в России.
- Политический плюрализм
- 1.1. Личность как субъект политики 3
- Политическое лидерство
- Типология политического лидерства
- Политическая психология
- Понятие политической элиты
- Политическое сознание: понятие, структура, функции
- Роль идеологии в политике
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Анархизм
- Социализм и социал-демократия
- Национализм
- Политическая культура: понятие и структура
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры в современной России.
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Управление конфликтом
- Основные методики разрешения политических конфликтов:
- Принципы данной методики:
- Власть и оппозиция
- Основные идеологические направления и кампании внесистемной оппозиции